sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:
  • Music:

Северные впечатления

Ну вот, я вернулся.

 
 Скажем сразу - ни фига-то я и не увидел, потому как вертеться пришлось изрядно, на завод - в темноте, с завода - в темноте, командировка короткая, выходных не попало...Поэтому все фотографии сделаны на бегу, в последний день, за три часа до отлета, мыльницей (не судите за качество!) Тем не менее, впечатлений много. И планов на будущее - тоже.Скажем сразу - ни фига-то я и не увидел, потому как вертеться пришлось изрядно, на завод - в темноте, с завода - в темноте, командировка короткая, выходных не попало...Поэтому все фотографии сделаны на бегу, в последний день, за три часа до отлета, мыльницей (не судите за качество!) Тем не менее, впечатлений много. И планов на будущее - тоже.

Когда-то этот город назывался Молотовск (а до этого - посёлком Судострой). Отсюда видно, что изначально ему предназначено было служить верфью. Но - воздвигнут он был ни фига не на берегу пустынных волн: жили там поморы испокон веку, в частности, находился там знаменитый Николо-Корельский монастырь (да и сейчас находится, причём прямо на территории завода - и храм св.Николая действует!) Именно туда прибило лет четыреста пятьдесят назад английский корабль "Эдуард Бонавентура" под командованием Ричарда Ченслера. (Всем заинтересованным всячески рекомендую книжку Муратова "Заморский гость"). А известная личность Иван Рябов (ну, "Россию молодую"-то читали? Или хотя бы смотрели?) тоже числился крестьянином Николо-Корельского монастыря...

Город встретил нас неласково - дождём, мокрым снегом и жутким ветром, во вторник всё это безобразие перешло в шторм, причем такой, какого там не было пятьдесят лет. Вот что писала потом местная пресса:

   



(Я, знаете ли, всю жизнь прожил в Питере, наводнений видел не одно и не два, но такого буйства стихий - никогда! Особенно во вторник утром, когда мы переходили вот этот милый понтонный мостик, который не то что ходуном ходил, но просто плясал... Вот он - на выходе из бассейна в акваторию. Волны были просто фантастические!)


А в среду всё успокоилось, выпал снег, выглянуло солнышко, и настала вполне себе мягкая зима.

Так вот, о городе. Как уже сказано, история самого города весьма недлинная, тем не менее, местные жители ей гордятся (и есть чем!) и бережно сохраняют (и это тоже большой плюс). Да и вообще - и завод, и город густо увешаны мемориальными досками, которые часто просто поражают. Например, на одном из цехов (небольшое двухэтажное здание красного кирпича): "В этом цехе в (таком-то) году работал над созданием (того-то и сего-то) академик Сергей Павлович Королев". Или на другом здании - эллинг розового кирпича, высотой с Исаакиевский собор (или чуть-чуть повыше) - предназначался для постройки линкоров типа "Советский Союз", проект 23 (кому интересно - поищите книжку Морина "Суперлинкоры Сталина") - "Цех-эллинг № такой-то, построен в 1938-1948 академиком Мельниковым и академиками архитектуры Весниными"... Впечатление от этого сугубо промышленного объекта - просто фантастическое, особенно от грандиозной мозаики, украшающей торцы - звезда, военно-морские флаги и надпись "СССР. 1939" (Два линкора - "Советская Белоруссия" и "Советская Россия" - были-таки заложены, но недостроены, а в 1952 г на заводе был заложен третий корпус тяжелого крейсера пр 82 - и тоже недостроен... Потом завод сменил профиль и модели его продукции продаются теперь во всех сувенирных магазинах города...).

Сам город невелик, четко спланирован, особыми красотами архитектуры не блещет (центр застроен сталинскими пятиэтажками - не хрущевками!), большей частью окрашенными по-петербургски в казенно-желтый цвет, но выглядит, я бы сказал, торжественно - особенно по вечерам, при свете фонарей.



(Это площадь Егорова, Егоров этот двадцать лет был директором завода и к столетию со дня его рождения на площади установили якорь АПЛ "Акула").


Центральная улица, ведущая к заводоуправлению (красное здание, замыкающее перспективу), именуется, как и положено, улицей Ленина. В самом центре города пересекается с ул.Советской (прямо как в Николаеве, который тоже строился как верфь!)


В некоторых районах сохранились экзотические деревянные домики - двухэтажные, типовой застройки 40-60 гг, с затейливыми балкончиками и верандочками. 


Есть и хрущевки, и здания брежневской эпохи, и нынешние изыски. Вот - не угодно ли? Город контрастов...



А вот в этой милой гостиничке я жил. Между прочим, перестроена из ночного клуба... Забавно!



Вот ещё забавная вывеска:
   

Кстати, на этом же здании ("Спецстроя") очередная мемориальная доска - вот такая:

   


Да, местная пресса несколько забавляет. Поскольку город невелик, там на первой странице еженедельной "Вечерки" публикуется статистика - за неделю рождений 44, смертей 59, браков 61, разводов 23... А на последней - трогательные поздравления от коллективов и родственников. А, поскольку градообразующих предприятий всего три, и местное население преимущественно кораблестроители, то пресса  держит население в курсе событий. Например, так:


,
Что там стоит посмотреть? Ну, во-первых, храм св.Николая - но для этого надо улучить время в рабочий день, а это маловероятно.

      Любопытная картинка, да? Стальные купола варили в одном из цехов.   
Во-вторых, краеведческий музей. Говорят, очень интересный. В третьих, выбраться в Архангельск (а это не так и далеко - километров тридцать пять), а там - аглицкий танк (предмет моего жгучего любопытства, на территории России таких всего две штуки - в Кубинке и в Архангельске!), шхуна "Запад" на набережной, краеведческий музей и музей деревянного зодчества... В общем, много всяких нужных штук. Да, и в конце концов - Новодвинская крепость (в ней ещё в девяностые годы была тюрьма, но сейчас это заведение оттуда вывели, так что посмотреть можно). Про Соловки уж молчим...

  
(Кстати, надежду терять не следует - минимум один раз - по весне - я снова туда попаду, а может и больше раньше или позже...)

Природа же тамошняя красотами не отличается. Город - да, очень зеленый, а вокруг болота, речки, речушки, речонки и деревья мелкие и сорные (скажем, как в северных пригородах Питера). Зато Двина великолепна!

Трофеями кой-какими всё-таки успел разжиться. Вот:

       
Вторую книжку написал умный и наблюдательный человек, местный писатель и морской историк. Первая часть написана особенно злобно - там смешаны с пищей воробьёв журнализды, имеющие наглость писать и телевещать на флотские темы, будучи полными незнайками. Получил глубокое моральное удовлетворение...


Третья - тоже очень-очень любопытна. Там, кстати, представляет особый интерес глава, посвященная шведской экспедиции с целью нападения на Архангельск и подвигу Ивана Рябова (который, вообще-то, Седунов, а Рябов (Ряб) - всего лишь прозвище) и Дмитрия Борисова (который тоже на самом деле Дмитрий Борисович Попов). В общем, очень там всё не просто было! (Как- нибудь вернемся к этой теме).

И - вот - прекрасный латунный значок на винте. Пусть будет как память (двадцать четыре года назад я принимал участие в сдаче этого парохода - далеко на юге. Круг замкнулся...)



Tags: о полезном и интересном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment