sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:

Форт "Красная Горка"

Давным-давно, в самом начале семидесятых

подарили мне на день рождения книжку (слегка подержанную) — очень в ту пору известных, а сейчас полузабытых (а зря! Очень зря!) авторов — А.Власова и А.Млодика - «Подснежники». Белая обложка, а на ней — зеленый такой бронепоезд, причем именно времен Гражданской войны — с прямыми гранеными башнями и клёпаными бортами, и очень ррреволюционный матрос — бескозырка, усы, черный бушлат, - обнимающий неких пацанов. В книжке этой находились две повести - «Мандат» (динозавры вроде меня помнят ещё и фильм — отличный, кстати, фильм! Разница с книгой была только в том, что в фильме был отнюдь не маузер С-96 — но это уже для психов.) и «Подснежники» (впервые публиковались в журнале «Искорка» в 196... году, ну, как водится, в несколько сокращенном варианте). Сколь мне помнится, «Подснежники» были вскоре переработаны авторами в повесть «Белый флюгер» (каковой, как мне кажется, проигрывает первоначальному варианту) — и повесть эта была экранизирована. Во всяком случае, про форт «Красная Горка» я впервые узнал именно тогда.

Потом — при очередном визите в Артиллерийский музей — обратил внимание на одну диорамку на третьем этаже (ну, кто помнит — тоже из динозавров! - рыжие сосны и бронепоезд на заднем плане...) - «Штурм Красной Горки в 1919 г.» А кто уж совсем не помнит — штурмом этим руководил некий тов. И.В.Сталин.

Более того — жил да был некогда потрясающий писатель Л.В. Успенский. Сейчас чаще всего поминают его «Слово о словах» - и глубоко неправы! Потому что это был совершенно универсальный человек — вроде Ломоносова, что ли. Его романы ( «Пулковский меридиан», «60 параллель», «1916»), повести («КУПИП», «Скобарь»), рассказы (ой, ну тут великое множество! Но — полюбопытствуйте — хотя бы совершенно сюрреалистическое «Шальмугровое яблоко»!). Так вот, упомянутый Успенский значительную часть Великой Отечественной войны провел именно в Лебяжьем — на Ораниенбаумском плацдарме... Вот почитайте об этом его «Записки старого петербуржца» - только непременно издания 1970 г., а не конца восьмидесятых — сокращенные вдвое — представляете, в поганую перестроечную пору в книге урезали всё, начиная с 1917 года? Да за такое насилие над книгой следует убивать — долго и мучительно.

Ну, это всё была преамбула.

Короче говоря, не далее, как вчера (благодаря друзьям — «не имей сто рублей...» Видите ли, попасть туда, не имея машины, весьма и весьма проблематично! Нет-с, можно, конечно, но...) смог выбраться именно на Красную Горку.
карта

(Увы, значительная часть по сю пору пребывает за колючей проволокой — именно, две двенадцатидюймовых батареи — открытая и бронебашенная). Вот, слева как раз и помечена двойной линией колючая проволока - военные, однако.

Замечу, что двенадцатидюймовых башенных батарей во всей Российской Империи было считанное количество. Две штуки — в Севастополе (строились, достроены в советское время — 30-я и 35-я, обе у меня неплохо отсняты), на Финском заливе (вот как раз Красная Горка!), во Владивостоке (нет-с, командировка туда мне не светит... Увы и ещё раз увы!).

Но там (на Красной Горке) имелась ещё и 10-дюймовая батарея! Чтобы вы знали — 10-дюймовые орудия были практически самыми мощными береговыми пушками в дореволюционный период - ну, кроме упомянутых 12-дюймовок («Порт-Артур» Степанова читали? Нет? А зря... Так вот, батарея Электрического утёса была вооружена именно такими пушками. И 16-я батарея в Севастополе (где я некогда пытался отловить привидение - http://sir-nigel.livejournal.com/48748.html ) - тоже десятидюймовки, стрелявшие по «Гебену»...

Более того — слава Богу, что я взял мощный фонарь! Подземелья там такие, что Севастополю не снились. Уж поверьте лазившему... (Нет, знатоки утверждают, что подземный Севастополь — это что-то! Но посторонний-понаехавший туда явно не попадёт, поэтому прошу простить сравнение виденного на Красной Горке с виденным в Севастополе (а там я видел не так уж и мало!).

(Это — для интересующихся, официальный сайт форта: http://krasnaya-gorka.sbor.ru/

И ещё вот тут: http://www.nortfort.ru/kgorka/).

А далее — то, что видел я сам.
ворота
Вал сухопутного обвода прорезан Железнодорожными воротами (сами рельсы давно разобраны).

Тут же у ворот - убежище №6 на 100 человек, в нем сейчас Народный музей (огромное спасибо А.И.Сенотрусову. Кстати, крайне рекомендую почитать его статьи в "Цитадели"...)
IMG_1278

Мрачные казематы с печным отоплением - и чего-чего там только нет - как обычно и бывает в подобных музеях...
IMG_1193
Макеты там несколько грубоваты (мягко скажем), но выполнены от души.  Вот здесь как раз и показаны открытая и бронебашенная 12-дюймовые батареи.

IMG_1196
12-дюймовый снаряд, поршень затвора, щётка банника, зарядный пенал...

IMG_1209
Ну, это понятно что!
IMG_1211

IMG_1219
Кусочек истребителя ЛаГГ-3. А у нижней кромки снимка - втулка винта, из коей торчат обломки деревянных лопастей.

IMG_1220
На ЛаГГе летал И. Каберов (опять-таки, его книжка "В прицеле - свастика" всячески должна быть рекомендуема! Впрочем, кто читал или хотя бы смотрел "Балтийское небо" - Кабанков (коего в фильме Ролан Быков играет) - это он, Каберов. Вот он - слева, а крайний справа - Костылев (его Ла-5 с "акульей пастью" знает всякий моделист!)

IMG_1246
Множество всякого железа.

IMG_1240
"Максим" в амбразуре.

(Там ещё многое множество - самолетные части, имущество связистов (телефоны, коммутаторы и пр.), морские мины - включая древнюю-предревнюю мину Герца, водолазное снаряжение, включая кое-какие штуки, поставлявшиеся нам по ленд-лизу, огромная коллекция дореволюционного кирпича - с клеймами! - и прочее, и прочее...)

IMG_1316
Жемчужина коллекции форта - двенадцатидюймовый железнодорожный транспортер ТМ-3-12!
IMG_1361

IMG_1362

И второй - 180-мм ТМ-1-180. Аналогичный стоит на железнодорожном вокзале в Севастополе.
IMG_1317

180 транспортер

IMG_1391

IMG_1392
Аналогичными орудиями (исключительно, кстати, мощными! Стрелявшими на 37 километров, а снаряд весил 97,5 кг...) вооружались крейсера проекта 26 ("Киров") и 26-бис. Вот только ещё насчёт типа затвора надо уточнить. На казенной части выбито очень четко: "Б-1-П" - т.е. затвор поршневой... UPD: -Вот, пошарил, разобрался - это действительно Б-1-П, только здесь хитрый поршневой затвор, открывающийся не вбок, а вверх!  Так что всё правильно.

IMG_1333
А вот это - вообще чудо.
сопка


IMG_1319
130-мм пушка Б-13 (послевоенная, третьей серии) в орудийном дворике бывшей 10-дюймовой батареи.
На орудийном основании сохранился градусный круг - в Севастополе такого не видел.
IMG_1326


Ну, а это - в низах...
IMG_1356
Потерна.

Казематы
IMG_1379
(Можно только гадать об их назначении - скажем, коммутаторный узел определяется там достаточно точно. А на снимке выше - вероятно, какой-то из командных постов).

Или вот оружейка - маленькое помещение в тупике, с остатками ружейной пирамиды...
IMG_1382

Сохранились там душевые, гальюны, помещения ФВУ - с большими бочонками угольных фильтров.
Вот интереснейшая подробность - по коридорам протянуты переговорные трубки, как на старых кораблях!
переговорная трубка

DSCF0201
Стеллаж под 130-мм снаряды (а рядом - такая же ниша под заряды...)

IMG_1388
И фортификационный бетон не вечен! Под действием влаги соли, вымываемые из бетона, образуют такие вот сталактиты...

Длинная потерна имеет несколько входов снаружи, и каждый вход прикрывается капониром:
IMG_1428

IMG_1414
Капонир изнутри. Что любопытно, бронеставни - хотя и ржавые - закрываются, и даже задвижки действуют.
IMG_1415

IMG_1416
Орудийный дворик правофланговой 130-мм батареи (которая изначально предназначалась для 11-дюймовых орудий (а вот каких? В буклете сказано о гаубицах обр. 1887, но иные источники этому противоречат. Так что будем выяснять.)

КП батареи.
IMG_1422
Двутавры перекрытия варварски срезаны (и тут охотники за металлом потрудились!). На левой стенке виден след от наклонного трапа.


В общем и целом - впечатлений и информации получено огромное количество, вопросов возникло тоже очень-очень много. (В частности, по сооружениям невыявленного назначения! Есть там такие, загадочные...)
Надо ехать ещё раз - но теперь получится, наверное, уже весной.

А ещё там просто очень-очень красиво. Закат над заливом - и много-много пароходиков...
IMG_1454

Tags: о полезном и интересном, фортификация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments