sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:
  • Music:

Северные впечатления

Ну вот, я вернулся.

 
 Скажем сразу - ни фига-то я и не увидел, потому как вертеться пришлось изрядно, на завод - в темноте, с завода - в темноте, командировка короткая, выходных не попало...Поэтому все фотографии сделаны на бегу, в последний день, за три часа до отлета, мыльницей (не судите за качество!) Тем не менее, впечатлений много. И планов на будущее - тоже.Скажем сразу - ни фига-то я и не увидел, потому как вертеться пришлось изрядно, на завод - в темноте, с завода - в темноте, командировка короткая, выходных не попало...Поэтому все фотографии сделаны на бегу, в последний день, за три часа до отлета, мыльницей (не судите за качество!) Тем не менее, впечатлений много. И планов на будущее - тоже.

Когда-то этот город назывался Молотовск (а до этого - посёлком Судострой). Отсюда видно, что изначально ему предназначено было служить верфью. Но - воздвигнут он был ни фига не на берегу пустынных волн: жили там поморы испокон веку, в частности, находился там знаменитый Николо-Корельский монастырь (да и сейчас находится, причём прямо на территории завода - и храм св.Николая действует!) Именно туда прибило лет четыреста пятьдесят назад английский корабль "Эдуард Бонавентура" под командованием Ричарда Ченслера. (Всем заинтересованным всячески рекомендую книжку Муратова "Заморский гость"). А известная личность Иван Рябов (ну, "Россию молодую"-то читали? Или хотя бы смотрели?) тоже числился крестьянином Николо-Корельского монастыря...

Город встретил нас неласково - дождём, мокрым снегом и жутким ветром, во вторник всё это безобразие перешло в шторм, причем такой, какого там не было пятьдесят лет. Вот что писала потом местная пресса:

   



(Я, знаете ли, всю жизнь прожил в Питере, наводнений видел не одно и не два, но такого буйства стихий - никогда! Особенно во вторник утром, когда мы переходили вот этот милый понтонный мостик, который не то что ходуном ходил, но просто плясал... Вот он - на выходе из бассейна в акваторию. Волны были просто фантастические!)


А в среду всё успокоилось, выпал снег, выглянуло солнышко, и настала вполне себе мягкая зима.

Так вот, о городе. Как уже сказано, история самого города весьма недлинная, тем не менее, местные жители ей гордятся (и есть чем!) и бережно сохраняют (и это тоже большой плюс). Да и вообще - и завод, и город густо увешаны мемориальными досками, которые часто просто поражают. Например, на одном из цехов (небольшое двухэтажное здание красного кирпича): "В этом цехе в (таком-то) году работал над созданием (того-то и сего-то) академик Сергей Павлович Королев". Или на другом здании - эллинг розового кирпича, высотой с Исаакиевский собор (или чуть-чуть повыше) - предназначался для постройки линкоров типа "Советский Союз", проект 23 (кому интересно - поищите книжку Морина "Суперлинкоры Сталина") - "Цех-эллинг № такой-то, построен в 1938-1948 академиком Мельниковым и академиками архитектуры Весниными"... Впечатление от этого сугубо промышленного объекта - просто фантастическое, особенно от грандиозной мозаики, украшающей торцы - звезда, военно-морские флаги и надпись "СССР. 1939" (Два линкора - "Советская Белоруссия" и "Советская Россия" - были-таки заложены, но недостроены, а в 1952 г на заводе был заложен третий корпус тяжелого крейсера пр 82 - и тоже недостроен... Потом завод сменил профиль и модели его продукции продаются теперь во всех сувенирных магазинах города...).

Сам город невелик, четко спланирован, особыми красотами архитектуры не блещет (центр застроен сталинскими пятиэтажками - не хрущевками!), большей частью окрашенными по-петербургски в казенно-желтый цвет, но выглядит, я бы сказал, торжественно - особенно по вечерам, при свете фонарей.



(Это площадь Егорова, Егоров этот двадцать лет был директором завода и к столетию со дня его рождения на площади установили якорь АПЛ "Акула").


Центральная улица, ведущая к заводоуправлению (красное здание, замыкающее перспективу), именуется, как и положено, улицей Ленина. В самом центре города пересекается с ул.Советской (прямо как в Николаеве, который тоже строился как верфь!)


В некоторых районах сохранились экзотические деревянные домики - двухэтажные, типовой застройки 40-60 гг, с затейливыми балкончиками и верандочками. 


Есть и хрущевки, и здания брежневской эпохи, и нынешние изыски. Вот - не угодно ли? Город контрастов...



А вот в этой милой гостиничке я жил. Между прочим, перестроена из ночного клуба... Забавно!



Вот ещё забавная вывеска:
   

Кстати, на этом же здании ("Спецстроя") очередная мемориальная доска - вот такая:

   


Да, местная пресса несколько забавляет. Поскольку город невелик, там на первой странице еженедельной "Вечерки" публикуется статистика - за неделю рождений 44, смертей 59, браков 61, разводов 23... А на последней - трогательные поздравления от коллективов и родственников. А, поскольку градообразующих предприятий всего три, и местное население преимущественно кораблестроители, то пресса  держит население в курсе событий. Например, так:


,
Что там стоит посмотреть? Ну, во-первых, храм св.Николая - но для этого надо улучить время в рабочий день, а это маловероятно.

      Любопытная картинка, да? Стальные купола варили в одном из цехов.   
Во-вторых, краеведческий музей. Говорят, очень интересный. В третьих, выбраться в Архангельск (а это не так и далеко - километров тридцать пять), а там - аглицкий танк (предмет моего жгучего любопытства, на территории России таких всего две штуки - в Кубинке и в Архангельске!), шхуна "Запад" на набережной, краеведческий музей и музей деревянного зодчества... В общем, много всяких нужных штук. Да, и в конце концов - Новодвинская крепость (в ней ещё в девяностые годы была тюрьма, но сейчас это заведение оттуда вывели, так что посмотреть можно). Про Соловки уж молчим...

  
(Кстати, надежду терять не следует - минимум один раз - по весне - я снова туда попаду, а может и больше раньше или позже...)

Природа же тамошняя красотами не отличается. Город - да, очень зеленый, а вокруг болота, речки, речушки, речонки и деревья мелкие и сорные (скажем, как в северных пригородах Питера). Зато Двина великолепна!

Трофеями кой-какими всё-таки успел разжиться. Вот:

       
Вторую книжку написал умный и наблюдательный человек, местный писатель и морской историк. Первая часть написана особенно злобно - там смешаны с пищей воробьёв журнализды, имеющие наглость писать и телевещать на флотские темы, будучи полными незнайками. Получил глубокое моральное удовлетворение...


Третья - тоже очень-очень любопытна. Там, кстати, представляет особый интерес глава, посвященная шведской экспедиции с целью нападения на Архангельск и подвигу Ивана Рябова (который, вообще-то, Седунов, а Рябов (Ряб) - всего лишь прозвище) и Дмитрия Борисова (который тоже на самом деле Дмитрий Борисович Попов). В общем, очень там всё не просто было! (Как- нибудь вернемся к этой теме).

И - вот - прекрасный латунный значок на винте. Пусть будет как память (двадцать четыре года назад я принимал участие в сдаче этого парохода - далеко на юге. Круг замкнулся...)



Tags: о полезном и интересном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment