sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:

Про Леонардо из Винчи

По-моему, только ленивый
ещё не написал о выставке "Гений Леонардо", что проходит в Артиллерийском музее. Вот про эту:
"1 октября в Музее Артиллерии открылась передвижная выставка «Гений да Винчи», совместный австралийско-итальянский проект, побывавший уже в нескольких странах мира.

Работая в тесном тандеме, компания Grande Exhibitions и фонд Anthropos Association создали уникальную выставку гения да Винчи. Группа итальянских экспертов, во главе с Модесто Веччиа, специалистом по творчеству Леонардо, на протяжении десяти лет занимались расшифровкой кодексов да Винчи для того, чтобы воссоздать придуманные им аппараты и механизмы, которые и послужили темой для этой выставки. Некоторые модели воссозданы в оригинальном размере, другие уменьшены, а иногда и увеличены, чтобы усилить впечатление посетителя от экспонатов.

На основе сделанных расшифровок было воссоздано свыше 120 различных устройств и аппаратов Леонардо да Винчи. В процессе изготовления плотниками использовались, насколько это было возможно, доступные человеку XV века материалы и техника.

Автомобиль, подводная лодка, танк, пулемёт, видеокамера, акваланг, вертолёт — это всего лишь несколько примеров изобретений да Винчи, свидетельствующих о том, насколько он опережал своё время.

Оставаясь верным принципам наблюдения и эмпиризма, большую часть своего времени он проводил, экспериментируя над своими конструкциями. Большинство машин Леонардо так и не были сконструированы. Другим же не суждено было появиться при жизни гения, принимая во внимание, насколько прогрессивно он мыслил для своего времени.

При поддержке Grande Exhibitions, в лице основателя компании Брюса Петерсена, выставка стала не просто коллекцией изобретений, а также вместила в себя другие работы да Винчи, в полной мере раскрывающие зрителю масштаб его гения.

Выставка содержит репродукции наиболее известных его картин оригинального размера, удивительное собрание анатомических рисунков, знаменитый полномасштабный рисунок фрески «Битва при Ангиари», а также познавательные 3D версии таких шедевров как «Мона Лиза», «Тайная Вечеря», «Витрувианский человек», «Лошадь Сфорца».

Данная выставка является самой современной и полной коллекцией работ да Винчи, путешествующей по миру с целью рассказать зрителю о величайшем гении человечества, прожившим столь удивительную жизнь.

Выставка проходит в Военно-историческом Музее Артиллерии, инженерных войск и войск связи"


Ну, вот я такой ленивый и есть - побывал там ещё в октябре, но выложить так и не удосужился (перебрал блокнот с намеченным... ужаснулся. Впору портфель заводить, как Козьме Петровичу - "Сборник неконченого"). Тем не менее - "лучше поздно, чем никогда".
От выставки сей осталось двойственное такое впечатление, довольно странное. С одной стороны, всего много и интересно, а с другой - "Ой, не похож! Ой, халтура!"
Попробую объяснить. Как сказано в пояснительном тексте, целая бригада итальянских плотников трудилась над рукописями Леонардо аж десять лет, изучая, расшифровывая, исправляя ошибки, "специально допущенные Леонардо в качестве защиты от несанкционированного копирования", и наваяла по леонардовым чертежам более сотни макетов, наглядно иллюстрирующих его идеи. Собственно, выставка сия так и организована - макет, а рядом пояснительная табличка с фрагментом чертежа и кратким пояснительным текстом. Так вот, в значительном числе случаев либо макет не соответствует чертежу, либо чертеж макету. :)
Претензия вторая. Как вы, без сомнения, знаете, Леонардо был прекрасным рисовальщиком. Посмотрите, сколь изящно прорисованы всяческие крылья на его чертежах - и сколь топорно воспроизвели их макетчики! Я всё же полагаю, что каркас тов. Винчи предусматривал из каких-нибудь прутьев, а а отнюдь не в виде мощной деревянной рамы, более приличествующей буфету какому либо же дивану.

 

  


Претензия третья (не знаю, насколько обоснованная). Леонардо, конечно, гений (никто и не сомневается!), но... очень-очень многое существовало и до него - ещё в античном мире.. Наверное, следовало бы это как-то подчеркнуть, что вот это, это, это, ещё вон то и вот это - применялось ещё в античном мире... или там в Средние века... а Леонардо с успехом использовал это в своих конструкциях или же развил идею... ну, каким-то таким образом. Это касается его любимой цевочной передачи, архимедова винта, храпового механизма и т.п.
Да посмотрите на средневековые манускрипты с изображениями строящихся зданий - сколько там грузоподъёмных механизмов!

  


Претензия четвёртая. Неполное воспроизведение (это касается, в частности, леонардова "танка" - на картинках Леонардо ясно видны штыри на ободах колёс - опять-таки цевочное зацепление! На макете никакого зацепления вообще нет; более того, даже если бы оно наличествовало, авторы макета соорудили общую рукоятку - коленчатый вал (в полном соответствии с чертежом), при такой схеме передние и задние колёса будут вращаться навстречу друг другу - в аннотации же говорится о независимом приводе!)

  

  


Или телега с "арбалетным приводом". Комментарии излишни. Сравните с чертежом сами и пропробуйте догадаться, как именно действует этот привод. По-моему, на макете явно не хватает деталей!

  

  


Катапульта. Покажите мне, пожалуйста, пальцем - а где упругий элемент? (На всех чертежах Леонардо, которые я нашёл, таковой присутствует!) Или авторы макета предлагают просто дергать за веревку?


Подводная лодка. При восторженной аннотации макет вообще.. гм-гм...ну, скажем мягко, крайне сомнительный! Где упомянутая в тексте рубка? (Я уж не говорю о хоть-каком нибудь движителе, ну, хотя бы в виде весла!)

  


Вообще леонардова подводная тематика - это нечто! Хорошо известен текст Леонардо, где он пишет об изобретенном им методе неограниченного пребывания под водой - и добавляет, что "здесь, мол, я его не привожу, не то им тут же злые люди воспользуются, чтоб корабли топить..." Обычно его приводят в хвалебных целях - вот, мол, какой Леонардо гуманист! Однако при взгляде на прочие его военные изобретения такое впечатление почему-то пропадает. 
А посмотрите на водолаза! Вид у него просто жалкий - ну неужели нельзя было его сшить из кожи, как и предполагалось? А тут - печальное тряпочное чучело.
    
Автор, похоже, сам в воду не лазил, поскольку человек может дышать через трубочку на глубине не более 60 см (и то - весьма ограниченное время!) Кто сомневается - напишите, пришлю список литературы по водолазному делу - у меня много... Впрочем, подобные конструкции рисовали ещё за тысячу лет до Леонардо. 


Ладно, раз уж начал о Л. как о военном инженере... Я ничего не нашёл о практическом военном применении его инженерных талантов. Многие его разработки, как сказано выше, изобретениями не являются (например, вот эта многоствольная пушка). Такие рибодекины были изобретены лет за сто пятьдесят до Л., а применялись и лет через семьдесят после него 

 

  


 (Вот эта штука сейчас в фондах Артмузея, а раньше находилась в экспозиции Зала №1 как "Ермакова пушка").
А вот к этой артсистеме приложено совершенно бредовое объяснение! Ну, попробуйте представить сами одновременную стрельбу и заряжание этой штуки! 

   
 

Кстати, сама схема оказалась живучей - к ней возвращались и двести лет спустя!  Вот вам реальный образец:

  

 
(Артмузей, зал №1)
А вот ещё и мортира (любопытствующим сообщаю, что все стволы на этой выставке выполнены из пластмассы, крашеной "под железо"). Оно, конечно, впечатляет... но конструкция лафета и диаметр цапф вызывает жуткие сомнения.

 
 

(Продолжение следует)


Tags: о полезном и интересном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments