sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:

Про Леонардо из Винчи

По-моему, только ленивый
ещё не написал о выставке "Гений Леонардо", что проходит в Артиллерийском музее. Вот про эту:
"1 октября в Музее Артиллерии открылась передвижная выставка «Гений да Винчи», совместный австралийско-итальянский проект, побывавший уже в нескольких странах мира.

Работая в тесном тандеме, компания Grande Exhibitions и фонд Anthropos Association создали уникальную выставку гения да Винчи. Группа итальянских экспертов, во главе с Модесто Веччиа, специалистом по творчеству Леонардо, на протяжении десяти лет занимались расшифровкой кодексов да Винчи для того, чтобы воссоздать придуманные им аппараты и механизмы, которые и послужили темой для этой выставки. Некоторые модели воссозданы в оригинальном размере, другие уменьшены, а иногда и увеличены, чтобы усилить впечатление посетителя от экспонатов.

На основе сделанных расшифровок было воссоздано свыше 120 различных устройств и аппаратов Леонардо да Винчи. В процессе изготовления плотниками использовались, насколько это было возможно, доступные человеку XV века материалы и техника.

Автомобиль, подводная лодка, танк, пулемёт, видеокамера, акваланг, вертолёт — это всего лишь несколько примеров изобретений да Винчи, свидетельствующих о том, насколько он опережал своё время.

Оставаясь верным принципам наблюдения и эмпиризма, большую часть своего времени он проводил, экспериментируя над своими конструкциями. Большинство машин Леонардо так и не были сконструированы. Другим же не суждено было появиться при жизни гения, принимая во внимание, насколько прогрессивно он мыслил для своего времени.

При поддержке Grande Exhibitions, в лице основателя компании Брюса Петерсена, выставка стала не просто коллекцией изобретений, а также вместила в себя другие работы да Винчи, в полной мере раскрывающие зрителю масштаб его гения.

Выставка содержит репродукции наиболее известных его картин оригинального размера, удивительное собрание анатомических рисунков, знаменитый полномасштабный рисунок фрески «Битва при Ангиари», а также познавательные 3D версии таких шедевров как «Мона Лиза», «Тайная Вечеря», «Витрувианский человек», «Лошадь Сфорца».

Данная выставка является самой современной и полной коллекцией работ да Винчи, путешествующей по миру с целью рассказать зрителю о величайшем гении человечества, прожившим столь удивительную жизнь.

Выставка проходит в Военно-историческом Музее Артиллерии, инженерных войск и войск связи"


Ну, вот я такой ленивый и есть - побывал там ещё в октябре, но выложить так и не удосужился (перебрал блокнот с намеченным... ужаснулся. Впору портфель заводить, как Козьме Петровичу - "Сборник неконченого"). Тем не менее - "лучше поздно, чем никогда".
От выставки сей осталось двойственное такое впечатление, довольно странное. С одной стороны, всего много и интересно, а с другой - "Ой, не похож! Ой, халтура!"
Попробую объяснить. Как сказано в пояснительном тексте, целая бригада итальянских плотников трудилась над рукописями Леонардо аж десять лет, изучая, расшифровывая, исправляя ошибки, "специально допущенные Леонардо в качестве защиты от несанкционированного копирования", и наваяла по леонардовым чертежам более сотни макетов, наглядно иллюстрирующих его идеи. Собственно, выставка сия так и организована - макет, а рядом пояснительная табличка с фрагментом чертежа и кратким пояснительным текстом. Так вот, в значительном числе случаев либо макет не соответствует чертежу, либо чертеж макету. :)
Претензия вторая. Как вы, без сомнения, знаете, Леонардо был прекрасным рисовальщиком. Посмотрите, сколь изящно прорисованы всяческие крылья на его чертежах - и сколь топорно воспроизвели их макетчики! Я всё же полагаю, что каркас тов. Винчи предусматривал из каких-нибудь прутьев, а а отнюдь не в виде мощной деревянной рамы, более приличествующей буфету какому либо же дивану.

 

  


Претензия третья (не знаю, насколько обоснованная). Леонардо, конечно, гений (никто и не сомневается!), но... очень-очень многое существовало и до него - ещё в античном мире.. Наверное, следовало бы это как-то подчеркнуть, что вот это, это, это, ещё вон то и вот это - применялось ещё в античном мире... или там в Средние века... а Леонардо с успехом использовал это в своих конструкциях или же развил идею... ну, каким-то таким образом. Это касается его любимой цевочной передачи, архимедова винта, храпового механизма и т.п.
Да посмотрите на средневековые манускрипты с изображениями строящихся зданий - сколько там грузоподъёмных механизмов!

  


Претензия четвёртая. Неполное воспроизведение (это касается, в частности, леонардова "танка" - на картинках Леонардо ясно видны штыри на ободах колёс - опять-таки цевочное зацепление! На макете никакого зацепления вообще нет; более того, даже если бы оно наличествовало, авторы макета соорудили общую рукоятку - коленчатый вал (в полном соответствии с чертежом), при такой схеме передние и задние колёса будут вращаться навстречу друг другу - в аннотации же говорится о независимом приводе!)

  

  


Или телега с "арбалетным приводом". Комментарии излишни. Сравните с чертежом сами и пропробуйте догадаться, как именно действует этот привод. По-моему, на макете явно не хватает деталей!

  

  


Катапульта. Покажите мне, пожалуйста, пальцем - а где упругий элемент? (На всех чертежах Леонардо, которые я нашёл, таковой присутствует!) Или авторы макета предлагают просто дергать за веревку?


Подводная лодка. При восторженной аннотации макет вообще.. гм-гм...ну, скажем мягко, крайне сомнительный! Где упомянутая в тексте рубка? (Я уж не говорю о хоть-каком нибудь движителе, ну, хотя бы в виде весла!)

  


Вообще леонардова подводная тематика - это нечто! Хорошо известен текст Леонардо, где он пишет об изобретенном им методе неограниченного пребывания под водой - и добавляет, что "здесь, мол, я его не привожу, не то им тут же злые люди воспользуются, чтоб корабли топить..." Обычно его приводят в хвалебных целях - вот, мол, какой Леонардо гуманист! Однако при взгляде на прочие его военные изобретения такое впечатление почему-то пропадает. 
А посмотрите на водолаза! Вид у него просто жалкий - ну неужели нельзя было его сшить из кожи, как и предполагалось? А тут - печальное тряпочное чучело.
    
Автор, похоже, сам в воду не лазил, поскольку человек может дышать через трубочку на глубине не более 60 см (и то - весьма ограниченное время!) Кто сомневается - напишите, пришлю список литературы по водолазному делу - у меня много... Впрочем, подобные конструкции рисовали ещё за тысячу лет до Леонардо. 


Ладно, раз уж начал о Л. как о военном инженере... Я ничего не нашёл о практическом военном применении его инженерных талантов. Многие его разработки, как сказано выше, изобретениями не являются (например, вот эта многоствольная пушка). Такие рибодекины были изобретены лет за сто пятьдесят до Л., а применялись и лет через семьдесят после него 

 

  


 (Вот эта штука сейчас в фондах Артмузея, а раньше находилась в экспозиции Зала №1 как "Ермакова пушка").
А вот к этой артсистеме приложено совершенно бредовое объяснение! Ну, попробуйте представить сами одновременную стрельбу и заряжание этой штуки! 

   
 

Кстати, сама схема оказалась живучей - к ней возвращались и двести лет спустя!  Вот вам реальный образец:

  

 
(Артмузей, зал №1)
А вот ещё и мортира (любопытствующим сообщаю, что все стволы на этой выставке выполнены из пластмассы, крашеной "под железо"). Оно, конечно, впечатляет... но конструкция лафета и диаметр цапф вызывает жуткие сомнения.

 
 

(Продолжение следует)


Tags: о полезном и интересном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments