sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:

Про славный град Архангельск - 4 (и последнее)


Ну, ежели вам ещё не надоело - прогуляемся по Морскому музею.

Симпатичное бело-голубенькое здание на берегу, а вокруг - якоря, пушки, бюсты полярников (Папанин, Воронин, Шмидт...)




 


  
Вот такая древняя пушка (что это такое - конкретно сказать пока не могу - пояснительные таблички отсутствуют напрочь.) Калибр на глаз 57 - 76 мм, не более.


Мина. Если не ошибаюсь, КБМ.


А вот это - нечто!!! Посмотрите, подумайте - что бы это было такое?



А вот что!  А ниже - сам "Св.Фока" (в девичестве зверобойная шхуна "Гейзер") - это уж для ясности: фото из питерского Музея Арктики)


"Невдалеке стояло большое судно с двумя высокими мачтами и длинным утлегарем. Спереди, по капитанскому мостику, крупная надпись: "Святой мученик Фока". На стеньге наблюдательная бочка.
Осмотрели корабль снаружи. Обводы хорошие. Судно, видать, прочное. Руль из толстых дубовых бревен, скреплен полосами железа. Окованный форштевень похож на таран. Вся кормовая часть тоже под котельным железом.
Тоннаж подходящий - двести семьдесят три тонны. Паровая машина - сто сил, экономна, требует в сутки всего шесть тонн угля. Парусная оснастка несложна, как у шхуны-барк (?? Пинегин, похоже, ошибся - "Св.муч.Фока" был вооружен гафельной шхуной - s_n) Две палубы. Жилые помещения в кормовой части очень удобны для экспедиции. В носовой части, под полубаком, теплый и просторный кубрик, в юте - камбуз и двенадцать кают, не считая кают-компании. Есть полное промысловое оборудование: винтовки, гарпуны, ножи для снимания сала с зверей, железные цистерны для снятых шкур и даже две гарпунных пушки.
Спустились под палубу, осмотрели машину и трюм. Весь корпус из дуба, две наружных обшивки и одна внутренняя, набор шпангоутов почти сплошной, толщина бортов около метра - крепость несокрушимая. Если это судно ввести в сухой док и дать настоящий ремонт... А в крайнем случае и без ремонта обойдется. Доплывет как-нибудь. Посудина прочная. Штурман говорит - есть порядочная течь. Но донка справляется. В подмогу ей имеется сильная помпа. Ничего. Не утонет!" (Н.Пинегин "Георгий Седов" Л.,1941)
              



Вот ещё одна непонятная пока пушка (по замеру пальцем - трехдюймовка), весело так раскрашенная. Ну, "эту сову мы ещё разъясним", а теперь оцените противоугонное приспособление - неужели были прецеденты? Впрочем, говорят, что в Питере в Артмузее в свое время своротили с пьедестала аж семитонную гаубицу - для нашего народа ничего невозможного нет...



Однако ж пройдём внутрь.. Собственно говоря, экспозиция музея очень невелика - один зал плюс три модели в фойе. Но я всё равно не пожалел. Смотрите!


Вот первая модель. Подписана скромно - "Поморский коч". Кто автор реконструкции - не знаю, но чертежи были опубликованы в известном альбоме Лучининова "Юный моделист-кораблестроитель" году в 1963. Таких кочей в музеях страны не один. Лучининовские же чертежи могут и подвести (см. забавную историю про миноносец №267 - потом расскажу).
 Тут ещё дело в том, что кочи-то были разные! Были морские, были речные. Были кочи "мангазейского ходу"...

Вообще, когда-то давным-давно была издана вот такая полезная книжка: И сравнивать модели будем именно с рисунками из его книги. (Рисунки Бадигин дает по серьезной такой книге П. Богословского "О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном", СПб, 1859)

"Коч - древнейшее судно северных мореходов, по конструкции почти не отличающееся от лодьи, но значительно меньших размеров. Обычная длина коча по палубе 30-50 футов, ширина 10-14 футов. Груза коч подымал до 700 пудов при осадке от 3 до 4,5 футов. Срок его службы 15-25 лет. Кочи - более легкие, чем заморские лодьи, - при ровном попутном ветре были легки на ходу, но на волнении неустойчивы.
Следует отметить, что при сравнении описаний беломорской лодьи и новгородского коча можно прийти к заключению о тождестве этих судов, по существу не разнящихся между собой.
Новгородский морской коч благодаря своим небольшим размерам использовался, по-видимому, для прибрежного плавания по Мангазейскому морскому ходу. Претерпев некоторые изменения, он превратился в "мангазейский коч" и долго, вплоть до XVII в., играл немаловажную роль в исследовании русскими берегов Сибири.
"Коч мангазейского хода" несколько отличался от морских кочей новгородцев. Следует считать, что размеры мангазейского коча были небольшие, и, при средней грузоподъемности в 400 пудов, в длину он достигал 6-7 сажен."
Днище сибирского (речного) коча, несомненно, было плоское - для перетаскивания через волоки

(Попытку реконструкции коча сделал некогда и проф.Белов, занимавшийся раскопками Мангазеи.   
 Бадигин с такой реконструкцией категорически не согласен. Не буду вдаваться в подробности, потому что сам невеликий специалист в поморском мореплавании, но одним из основных источников у Белова была вот эта картинка, которую некий помор когда-то ножиком на доске нацарапал:


Ладно, едем дальше... Вот - поморский карбас.





 
А это - шняка, каковая явно в родстве с норвежским шнеккаром (или снеккаром)





 "Своеобразную конструкцию имела шняка - беспалубное двухмачтовое судно с острыми обводами кормы и носа. Размеры шняки небольшие: длина не более 36 футов, ширина до 6,5 футов, грузоподъемность не более 250 пудов и осадка при этом два с половиной фута. Во вкладных книгах Соловецкого монастыря эти суда названы "шнеки-норманки"; поэтому можно их отнести по происхождению к норвежским судам."

Раньшина.





"Раньшина - или роньшая лодья - тоже трехмачтовое судно грузоподъемностью до 100 т, с палубой, тремя (иногда двумя) мачтами, но без внутренней обшивки. Своеобразные обводы корпуса раньшины заслуживают особого внимания. Создавая это судно, специально предназначенное для ранних весенних походов по Белому морю, т.е. для транспортных целей, поморы сделали корпус раньшины яйцевидным.
Интересно сопоставить два древних поморских судна - лодью и раньшину. Первое было сконструировано для дальних походов с возможными зимовками, а второе - для плавания во льдах Белого моря, где постоянно приходилось выдерживать сильные сжатия."

Вот и лодья...







"Как известно, лодья - самое большое из поморских судов. Конструкция этого судна окончательно выработалась, видимо, не позднее XIII в. Можно считать, что было два основных типа лодей: заморская (или морская) - для дальних походов и лодья меньших размеров, приспособленная для плавания в Белом море. Размеры заморской лодьи времен наибольшего развития мореплавания и промыслов в Студеном море в XII - XVI вв. следующие: длина около 80 футов, ширина 25 футов, осадка 9 футов.Корпус лодьи имел сложные, лекальные образования. Вооружение лодьи состояло из трех мачт с тремя прямыми парусами. Мачты всегда были однодеревки, средняя - самая большая - делалась равной по размерам длине судна. На носу ещё в новгородские времена ставили короткое толстое бревно в виде бушприта. За это бревно крепили один из углов переднего паруса, и прямой парус в таком случае служил кливером.Со временем прямой парус на третьей (задней) мачте был заменен шпринтовым парусом, который управлялся с помощью специального рея - буглинного шеста. Ещё позже, в XVII в., задний парус (бизань) стали подымать на гике. Паруса не свертывались на неподвижном рее, что вынуждало бы залезать на обледеневшие мачты, а спускались вместе с реем на палубу, что было гораздо удобнее.
Оснастка лодьи, как вообще всех поморских судов, была чрезвычайно проста, что в условиях холодного климата было необходимо."

Строили поморы много, быстро и прочно. Смущают только веселенькие названия Дураково, а также Большие и Малые Козлы (всмотритесь!) Интересно, с чего бы такие названия населенным пунктам дадены?



Зверобойный промысел.






Кроме показанного, в зале выставлены ещё всевозможные орудия лова, сети, приспособления для вязания сетей, поплавки для сетей - берестяные и стеклянные- кухтыли, и прочее в том же роде. Зал небольшой... 


Спустимся в фойе, а там -







Красавец, а? Строился он в Лайских доках - там и сейчас судоремонтный завод; ежели ехать из Архангельска в Северодвинск - это по пути... (Картинка ниже к музею не относится - просто очень красивая)


Про "Персей" можно рассказывать долго и увлеченно - как-никак, первое советское научно-исследовательское судно! И какие люди его строили и потом ходили на нем! Ну, если хотите - наберите в Википедии... Или - вот:

 
Если вам не попадалась вот эта книга: - настоятельно рекомендую!
(Кстати, в качестве лирического отступления :
Всеволод Васнецов - сын художника Аполлинария Васнецова и, стало быть, племянник Виктора. Более того - в постройке "Персея" и во многих экспедициях на нем участвовал Владимир Голицын (впоследствии художник и автор известнейшей игры "Пираты"). А у Владимира был младший брат - Сергей Голицын - автор милых пионерско-краеведческих повестей "Сорок изыскателей", "За березовыми книгами", "Тайна старого Радуля"... Собственно, я и думал, что он такой симпатичный чудаковатый детский писатель - пока не приобрел его страшные "Записки уцелевшего". Вот ведь как всё переплетено в жизни! Короче, читайте - не пожалеете.)




Грузовой пароход "Вятка". Построен в 30-х гг. в Италии, во время войны - плавучий госпиталь.

  
И - красавец "Красин" (быв. "Святогор"). Построен в Ньюкасле, на верфи Армстронга. Собственно говоря, усовершенствованный "Ермак". В свое время (несколько десятков лет!) самый мощный ледокол в мире. И сейчас он живёт и здравствует, являясь питерским филиалом Калининградского музея Мирового Океана...


Так что музей хоть и невелик, но - любопытен, любопытен...


Tags: Север, корабли, модели, о полезном и интересном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments