sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:
  • Music:

Севастополь-2012 (7) Балаклава. Очень Секретный Объект

а58  


Кроме генуэзской крепости Чембало, главной достопримечательностью Балаклавы является жутко секретный «Объект 825 ГТС», он же «К-825», он же… ну и так далее.

Можете погуглить сами. Правда, в нагугленных текстах весьма много как лишних эмоций, так и фактических ошибок. Мы же скажем очень-очень кратко:


а59  

   Объект сей действительно является памятником холодной войны, рассчитанным на прямое попадание  100-кт ядерной бомбы. Назначение объекта – обслуживание и ремонт средних подводных лодок (пр. 613, 644, А615), общим количеством до 7 единиц, сухой док – на одну лодку. Строили метростроевцы, круглосуточно, в четыре смены. Объект вошёл в строй в 1961 году и функционировал аж до распада Советского Союза… В 1994 г. база ПЛ в Балаклаве была упразднена, 14-я дивизия подводных лодок расформирована, а уникальный объект варварски разграбили охотники за металлом.

   Сейчас там открыт музей, но экспонаты собраны с бору по сосенке – весьма случайные образцы оружия, и большого интереса не представляют. Гораздо интереснее сам объект. Говорят, что один французский писатель-романтик, узрев впервые стены Каркассона (такая живописная-живописная средневековая крепость), только и смог воскликнуть: «Какие деньги!..»  Вот и здесь то же самое. Деньги вложили колоссальнейшие… что странно, возможности модернизации под обслуживание более крупных лодок заложено не было. Сэкономили или это мы просто чего-то не знаем?


а60  

   Под статридцатиметровой толщей скалы проложен канал длиной 506 м, шириной до 12 м, глубиной 6-8 м. Кроме того, параллельно каналу идет коридор-потерна, а также имеются (точнее, имелись) командный пункт с узлом спецсвязи, цеха обслуживания оружия (в том числе спецбоеприпасов), мощные генераторы для зарядки лодочных аккумуляторов, хранилища воды , хранилища топлива (до 4 тыс т нефтепродуктов) и т.д. и т.п.

Войдём. (Нет, не сюда - сюда раньше входили лодки, а сейчас - катера с глупыми туристами. Глупыми - потому что дорого и коротко, - кроме канала они ничего и не видят!)

а61   
А вот сюда. Только куртку не забудьте - там промозгло, как в погребе.

а62   


а63   
Первый экспонат:

а64   


а65   
Ворота великолепны! Стальной лист, внутрь залит бетон... Даже мародеры ничего с ними поделать не смогли.
Но вот "потерна" пишется именно "потерна", чёрт побери! А не "паттерна", как указано на всех пояснительных табличках...

а66   


а67   
Рабочий коридорчик... И что-то длинное на тележке.

а68   


а69   
Вот - уникальнейшее сооружение: сухой док. Сейчас он, разумеется, не осушен.

а70   
Батопорт. Плавучее закрытие упомянутого дока.

а71   

Канал. Представьте в нём лодки... и не одну, а много. И чтоб светло было, и люди суетились, и металлом лязгало, и пахло бы нагретым маслом и ещё чем-то, как бы это сказать? На живом корабле всегда очень своеобразная атмосфера. Борща, краски, электричества...

а72   
Лодка 613 проекта. Самая массовая из советских лодок и одна из самых удачных.  Под них это сооружение и предназначалось. Одна из таких лодок стоит на Неве в качестве музея (летом там побывал, потом расскажу).

а73    
Переддоковий майданчик. Украинский язык порой умиляет! ;)

а74   
Ещё ворота. В клетчатой рубашке - экскурсовод. (Интересно, не работал ли он в свое время на Объекте?)

а75   
Большая океанская лодка проекта 641 (или 641Б? Я их внешне отличить не могу). Кстати, "Запорижжя", единственный подводный човен украинского флота  - именно такая!

а76   
А это - 877, знаменитая "Варшавянка".
Автор модели - капраз в отставке Гуров, М 1:50;  модель выполняет сорок радиокоманд, погружается на глубину до 8 м, снималась в фильме "72 метра"...
а77   
И опять коридор.

а78   
Хранилище спецбоеприпасов. Очень таких специальных...

а79   
В целях безопасности все транспортные тележки перемещались вручную. Это - поворотный круг.

а80   


а81   

Верхний рубочный люк, вырезанный с лодки 690 проекта. О них очень мало кто знает, потому как это были лодки специального назначения - лодки-мишени. Форма корпуса была близка к американским лодкам "Альбакор".
В 1968-70 гг их было построено всего четыре единицы.
а82   

"Малютка". Лодки столь же героические, сколь и малоэффективные... Но - воевали, воевали. Как могли.
а83   

А615, лодки с единым двигателем надводного и подводного хода, прозванные "зажигалками". Тем не менее, строились серийно - целых тридцать штук. Зарубежных аналогов не имели.  В первой половине семидесятых из боевого состава ВМФ выведены.
а84   
А это - 633. Прекрасная дизельная лодка, которая должна была стать самой-самой многочисленной - предполагалось построить 560 (!!!) единиц. Но построили всего двадцать, поскольку к тому времени было решено сделать упор на атомные лодки. Из этих двадцати большую часть передали Алжиру, Болгарии, Египту, Сирии. Кроме того, китайцы и корейцы строили их массово - по лицензии.
(С этой лодкой у меня лично связана одна забавная история - не всякий удостоится выговора по телефону от зама главного конструктора КБ "Лазурит"!  Но кто ж знал, что "Лазурит" создан был специально для проектирования этих лодок, по сути отпочковавшись от "Рубина"? Это сейчас информации, причем вполне открытой - хоть ж... ешь. И вообще, сочинять исторические справки к сборным моделям - очень неблагодарное занятие. Вот.)

а85   
Сколько-то этих лодок из оставшихся у нас  (надо уточнить, но не менее двух) было переоборудовано по проекту 633РВ - опытные лодки для отработки новых систем оружия, в частности, ракето-торпед "Водопад".

а86   
(Одна из них уцелела и мирно доживает свой век в Южной бухте - к моей большой радости!)
Вот она:

а87   
Ну, это трудовые будни...

а88   
Спасательный костюмчик:
а89   

Опять трудовые будни - матросов...

 а90   
А вот это - чёрный ящик, который и не чёрный, и не ящик, а вовсе даже оранжевый шарик!

а91   


а92   
Обходной коридорчик. Обратите внимание на вторую строчку в пояснительной табличке - вроде бы перевели на русский? Или мне показалось?

а93   
И на выход... Опять -таки, здесь выходили лодки. Людям - по коридору налево!

а94   
А так он выглядит снаружи...

IMG_2194

Tags: Крым, корабли, фортификация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments