sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:
  • Music:

Подводная лодка-музей С-189 (613 пр.)

а96   

Да-с, так вот – обещанное – о лодках 613 пр.   Музей-то на С-189 открылся ещё в марте позапрошлого года, но я до нынешнего июня так и не удосужился сходить. А сходивши, не удосужился выложить. Ну, исправляюсь. Поскольку из читающих этот журнал далеко не все там были (а кто был – могут поправить и дополнить, потому как сам-то я отнюдь не лодочник).

  



Итак, что можно сказать? Знаете, это стоит посмотреть, ну хотя бы по той причине, что эта лодка тоже из породы «рабочих лошадок», строилась огромной серией (215 единиц), служили они долго и хорошо, да, вообще-то, внешне их знают все – по многочисленным фильмам, где они изображают то немецкие лодки (если фильм о войне), то шпионско-супостатские (скажем, в замечательном фильме «Голубая стрела»), а то – наши, противостоящие шпионам-супостатам (скажем,  «Юнга со шхуны «Колумб»…)

   Так что сходить туда следует. Экскурсии – групповые, по десять человек (это, конечно, не очень удобно с точки зрения фотосъёмщика, потому как тесно, но – приспособиться можно). Ведут экскурсии старшины отсеков – такие дядьки-ветераны, один из коих служил старпомом на лодке данного проекта. Люди знающие и с очень специфическим флотским чувством юмора.

   Немного о лодках 613 пр. (преимущественно, по Кузину и Никольскому  «Военно-морской флот СССР 1945-1991». Это два очень толковых дядьки из 1 ЦНИИ – кто понимает…)

   Первый послевоенный проект, и самый массовый. Создавался под сильным влиянием немецкой трофейной техники (в частности, лодки U-250, потопленной в Финском заливе и затем поднятой – поищите, интереснейшая история! а  также лодок XXI серии). Как пишут Кузин и Никольский, « Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве и надёжная ДПЛ была любима подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования, она оказалась одной из самых малошумных ДПЛ ВМФ СССР. В какой-то степени историю жизни ДПЛ пр.613 можно сравнить с жизнью знаменитой русской 3-линейной винтовки обр.1891 г. Тоже не выдающаяся, но надёжная и любимая всеми воинами России.»

   Из 215 лодок 72 были построены в Николаеве (ЧСЗ), 113 – в Горьком («Красное Сормово»), 19 – в Ленинграде (Балтийский завод) и 11 – в Комсомольске-на-Амуре (з-д им.Ленинского Комсомола). Конечно, её преемница – более удачная лодка пр.633 должна была строиться вообще фантастической серией в 560 единиц, но… далее ставку сделали на атомные.

   ТТЭ приводить не буду – сами посмотрите, хотя бы здесь:   http://book.uraic.ru/elib/pl/lodki/613.htm

   Чертеж – вот:

а97   

   А фото – вот:

а98   

Начнем с кормы – с седьмого отсека, который является т.н. отсеком-убежищем (1, 3, 7 – отсеки-убежища, отделенные сферическими переборками, рассчитанными на десятикратное давление по сравнению с остальными).


а99   

Это – кормовые торпедные аппараты; их два; запасных торпед в корме нет.


а100   


а101   
Торпедный аппарат внутри:
а102   

А это – торпедные аппараты снаружи (волнорезные щиты) – кормовые….

а103   

И носовые

а104   

А это – выходной люк. Видите гармошку под подволоком? Это специальный тубус – спасательная приспособа.  Когда требуется покинуть лодку, он растягивается и раскрепляется, отсек затапливается; при затоплении отсека в нём (в тубусе) создаётся воздушная подушка; после создания в отсеке такого давления, которое уравновешивало бы давление водяного столба над люком, крышку люка можно открыть и покинуть лодку (читайте англичанина Шелфорда «Спасение с затонувших подводных лодок». Только сейчас это редкая книга.)

а105   

Впрочем, сами подводники рассказывают об этих методах с нехорошей такой усмешечкой.

Хитрого вида красные цилиндры на поясе - это пресловутая "идашка", ИДА - индивидуальный дыхательный аппарат.
А рядом трубчатый каркас - это носилки. Как видите, на таких пострадавшего можно протащить через любой люк.
а106   

Репитер гирокомпаса и глубиномер.

а107   

Шестой отсек – электродвигателей; вот – маленькие ЭД экономического хода (всего лишь по 50 лошадок, обеспечивают ход 2 узла – чуть меньше 4 км/ч),
а108   

 а главные ЭД – по 1350 л.с. (вот они, внизу под ногами, круглые, серые), разгоняют лодку до 13 узлов – и уже через час аккумуляторы будут полностью разряжены.

а109   

Впрочем, в погруженном состоянии (на перископной глубине – догадайтесь сами, сколько это?) лодка могла идти и под дизелями, для чего имелось устройство РДП (работы дизеля под водой), представлявшее собой выдвижную шахту подачи воздуха.

 

Дизельный отсек… Под дизелями лодка развивала скорость до 18,2 узлов.

а110   

Носовой торпедный (жилой) отсек. Аппаратов – четыре, запасных торпед – шесть (а прямо на них – койки), 
а111   


а112   

плюс вот такая хитрая штука - от нее торчит зеленый хвост слева (до имитаторов додумались ещё в ту войну вообще-то…)

а113   

а114   

Каюта командира.

а115   
Знаменитые подводницкие тапочки. "Дырки сами делаете? -Нет, так выдают!" (с)

а116   

Рубка акустиков («слухачей»).

а117   

Штурманская рубка.

а118   

Автомат торпедной стрельбы.

а119   
Кают-компания. 

а120   
Особенно народ интересуется бытовыми условиями – вот вам камбуз

а121   

а122   

И гальюн.

а123   

А это – инструкция по пользованию!
а124   

Зенитный перископ.

а126   

Центральный пост
а127   

(А это – снаружи; первый от носа – перископ атаки, а за ним – как раз зенитный) 

Хитрая кривая штука на ограждении рубки, расположенная кормовее всех устройств – это газоотвод дизелей, за ней в нос – рамка пеленгатора… и т.д. (см. чертеж)

а128   

Строились эти лодки с 1950 по 1957 г., проектант – ЦКБ-18 (впоследствии – ЦКБ «Рубин»).

До 1956 года лодки несли артиллерийское вооружение – рудимент Второй Мировой войны (правда, чисто зенитное – спаренный 57-мм автомат и ещё одну спарку 25-мм калибра).

Из 215 построенных в Советском Союзе лодок две погибли; одна (С-80) – в Баренцевом море в 1961 г. из-за поступления воды через шахту РДП. Найдена в 1968, поднята в июле 1969. Восстанавливать не стали… Другая (С-178) – в октябре 1981 в Тихом океане, в проливе Босфор-Восточный была протаранена промысловым судном «Рефрижератор-13», погибли 32 человека. В ноябре лодку подняли, и ограждение её рубки установлено как памятник на братской могиле моряков.

Сорок лодок были переданы другим странам, две – переоборудованы для океанографических и рыболовных исследований («Северянка» и менее известная «Славянка»).

Несколько лодок были переоборудованы в ракетные по пр. 644 и 665.

А лодка С-144 впервые выполнила стрельбы некими специзделиями :) на новоземельском полигоне (1957 г.)

Несколько лодок 613 пр. сохраняются в качестве музеев: С-79 с 1994 – в р-не Сурабайя в Индонезии, С-359 – в гавани Наксков в Дании, С-194 – в гавани г.Калмар в Швеции. Ну, и вот эта – С-189 – в Питере.

Из состава советского (российского) флота лодки выводились в 1970-х – 90-х гг. Почти три десятилетия эти лодки составляли основное ядро подводных сил страны.

а129

Tags: корабли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments