sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

Музей Подводных сил им.Маринеско (прошлогоднее)

Забавно, но прошлый год прошел у меня под знаком Субмарины – и посмотрел кой-чего, и литература всё попадалась соответствующая…  А в конце октября с подачи уважаемого Periskop совершил вылазку в Музей подводных сил им. Маринеско. (И если не выложил раньше – вот,

исправляюсь!)

(Вот здесь перископий репортаж: http://periskop.livejournal.com/948186.html)

Да, сразу же предупреждение: у Перископа состоялось нашествие общечеловеков, вот такое: http://periskop.livejournal.com/948406.html Там даже мой дальний родственничек отметился... Так вот, он (Перископ) добрый, а я – нет. Поэтому ежели кто выразит в любой форме сожаление по поводу потопления «Густлова» или сомнение в правомерности называния музея именем Маринеско, или проявит себя ещё каким-нибудь либерастическим образом на эту тему, будет мгновенно и беспощадно забанен навсегда.

м1

А впечатления такие: сам музей небольшой, находится в первом этаже жилого дома, где некогда было почтовое отделение, но очень хороший. Великое множество моделей, причём включая такие, каких практически не представлено в ЦВММ, особенно интересны ранние лодки – начала ХХ в и периода Первой Мировой… Кроме того, масса фотографий, предметов обмундирования, а также всяческого лодочного железа – приборов (можно щёлкать тумблерами и поворачивать выключатели!), оружия – торпедный аппарат, торпеды, перископ американский – тоже начала прошлого века, бронзовый, и поворачивается не привычными рукоятками, а червячной передачей!

м2

Когда просмотрел отснятое, понял, что надо бы ещё разок туда выбраться. Потому что в этот раз сделал упор на модели, а надо бы и документы…

Короче, смотрите.


м3
«Касатка» в разрезе.

м4

«Окунь» - однотипный с «Касаткой».

м5

«Осетр» (бывший «Протектор»). История его покупки весьма и весьма занимательна… И – обратите внимание на катки под днищем!

м6

«Сом»

м7

Невезучий «Дельфин» (см.братскую могилу на Смоленском кладбище…)

м8

Вот – лодка Карла Андреевича Шильдера, в нашей литературе гордо именуемая «первым в мире подводным ракетоносцем» (что, в общем-то, соответствует истине. Прикольно - ракетоносец с, по сути, весельным приводом... Сидели внутри мужички и качали взад-вперед гребки на манер утиных лап). Про Шильдера можно много рассказывать, интереснейший был дядька. А лучше найдите И.Быховского, «Рассказы о русских кораблестроителях» и прочтите сами…

м9

Ещё интереснейшие образцы первых лодок. Длинная зеленая – это Александровский. Увлекся человек идеей, забросил на фиг свой бизнес ( а был он преуспевающим фотографом, имел модное фотоателье), потратил очень много лет и очень много денег… и умер нищим и больным. Грустно.

А позади неё – первая лодка Стефана Карловича Джевецкого. Нет, про Джевецкого надо писать отдельный длинный пост – настолько колоритен сей персонаж, вполне себе жюльверновский. Поляк по национальности, француз по воспитанию, русский патриот (одно дело «Весты» чего стоит!) – и космополит, больше половины жизни проведший в любимой Франции. Бескорыстный изобретатель – и хитрый прагматик-инженер, который своего не упустит. Тонкий льстец, когда надо (см. эпизод испытания его лодки в Гатчине, перед царской четой). Эстет, коллекционер произведений искусства. Как всё это сочеталось в одном человеке? (Читать про него того же Быховского «Корабельных дел мастера» и мемуары академика Крылова, который с Джевецким очень дружил).

Так вот, здесь в витрине – его первая лодка, на которой он чуть не погиб (в августе 1878, на рейде Одессы). Возжелав пронырнуть под паровой яхтой «Эреклик» - и зацепившись… а воздуха в лодке на двадцать минут!

(Может быть, про Джевецкого когда-нибудь напишу, уж больно хорош!)

м10

Третья лодка Джевецкого (строилась серийно – аж пятьдесят штук! Жаль, что пользы – ноль…)

м11

Лэйковский «Аллигатор» (типа «Кайман»). Охтинская верфь, год 1911.

м12

Подводный минный заградитель «Краб».

м13

Знаменитые «Барсы»…

м14

«Карп». Крупповский. Однотипный с печально известной «Камбалой», о которой я уже писал.

м15

«Акула» Бубнова. Это уже лодка дальнего действия.

м16

«Минога» (читать Колбасьева «Туман»!)

м17

Немецкая U-26.

м18

«Св.Георгий», построенный в Италии по нашему заказу и совершивший беспримерный переход на Север…

м19

Голландовский «Нарвал» (это уже 1915 год!)

м20

Английская Е-19, самая результативная лодка на Балтике в Первую Мировую войну. Взорвана экипажем в Свеаборге в апреле 1918.

м21

АГ-26. Тоже Голланд. Весьма, кстати, удачный проект! Эти лодки повоевали на Чёрном море ещё и в Отечественную.

м22




м23
Первенцы советского подводного кораблестроения – тип «Д». («Д-2» и сейчас стоит в Гавани, в качестве музея. Как-нибудь выложу.) Как видите, они несколько различаются – учились на опыте, набивая синяки и шишки.

м24



м25

«Малютки». Строились несколькими сериями, тоже весьма различающимися. Имели, пожалуй, единственный плюс – мобильность, то есть относительную лёгкость переброски по железной дороге.

м26

«Щ». Не менее известные «Щуки»…

м27

А это – эстонец! Построенный фирмой Виккерс-Армстронг в Барроу, «Лембит» достался нам вместе со всей Прибалтикой (читайте Матиясевича «По морским дорогам» - он этим «Лембитом» командовал!). Сейчас независимые эстонцы его очень берегут и им гордятся… И правильно! Да, ещё пикантная подробность – во время Гражданской войны злые англичане захватили в Финском заливе два эсминца – «Спартак» и «Автроил». Гадкие интервенты передали их не белым, а эстонцам, те назвали их по своему (как-то совершенно непроизносимо, сейчас не вспомню!), а потом загнали в Перу… А вот на полученные денежки заказали тем же англичанам две лодки – «Лембит» и «Калев».

м28

«С-13». Без комментариев. Смотрите сами.

м29


м30




м31
Подводный минный заградитель «Л-3».

м32

Прекрасная «Катюша».

м33

А это – англичанка! В 1944 г. четыре лодки одолжили нам англичане, вместе с линкором «Ройял Соверен». Всё же английский стиль ни с чем не спутаешь…

м34

Немецкие рыбки. У подводников свои традиции!

м35

Без комментариев.




Далее – послевоенные:

м36

611

м37

Наиболее популярная – 613

м38

633 (последняя из двадцати построенных, 633РВ, всё ещё стоит в Южной бухте Севастополя!)

м39

641. Все Подводные Силы Украины относятся к этому типу! ;)

Ракетные чудеса (первые попытки):

м40

644

м41

651

м42

665

м43

А вот и супостаты! Но «Наутилус» красив… ИМХО.

м44



И наши:

м45

м46

629

м47

Классика и основа – 667А.

м48

Торпедная атомная 671.

м49

Как сказано в начале, кроме моделей там ещё много чего; например, один из залов отделяется вот таким люком.
м50



Есть там и множество прибористики , причём тумблерами можно щёлкать. Короче, у кого есть пацаны – вести туда всенепременнейше. Полезно.

м51


м52
А это – компас с U-250, той самой... (Слышали, полагаю, историю с изучением акустической торпеды Т-5 «Цаункениг»?)

м53

А вот это торпеда образца более чем столетней давности, лесснеровского завода…

И – такая вот траурная доска:

м54

Короче говоря, всем и всяко советую. Очень-очень интересное заведение.

С мнением Перископа по поводу «глухого транспортного угла» можно бы и поспорить – кому как: например, из мест моего обитания прямо до музея ходит 30-я маршрутка! Но, конечно, Кондратьевский проспект – не центральная магистраль!

Tags: корабли, модели, о полезном и интересном, учи матчасть!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments