sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

Севастополь-2012 (9) "Коммуна", aka "Волхов"

Одним из чудес города Севастополя

является живёхонький пароход столетней давности. Имя этому ветерану – «Коммуна» (бывший «Волхов»), а проживает он в Стрелецкой бухте.

В последнюю поездку в Севастополь отправился я в Стрелецкую бухту – любоваться этим чудом. По обыкновению, отправился от Графской пешком. Идти оказалось довольно далеко, а потом меж ветвей мелькнуло что-то очень-очень знакомое:
IMG_2605

Ну, понятное дело, подхода к восточным причалам нет,

IMG_2607
поэтому пришлось дать большой крюк – обойти бухту полностью. Зато – вот он, не правда ли – красавец?

IMG_2642

IMG_2652

IMG_2653

IMG_2645
И мало у какого корабля столь достойно прожитая жизнь.

Так вот. Ежели некий флот имеет в своем составе подводные лодки, то неплохо бы к ним иметь и специализированное судно-спасатель. Озаботясь данной проблемой (ещё в 1911 году), Морской генеральный штаб объявил конкурс на лучший проект (в качестве прототипа был выбран германский катамаран-спасатель «Вулкан»).

Лучшим был признан проект Путиловского завода; контракт на постройку подписали в мае 1912 г.; 4 октября утвердили «Общие чертежи», а уже в ноябре началась сборка на стапеле (историк флота В.В. Костриченко, чья статья была использована для этого поста, пишет следующее: «при изготовлении корпусов судна применялась особая вязкая, ковкая кораблестроительная сталь, состав которой утерян и неизвестен по сей день»). 17 ноября 1913 года «Волхов» был спущен на воду в 59% готовности. Из-за начавшейся Первой Мировой войны достройка задержалась и приёмный акт был подписан только 1 июля 1915 г. – с опозданием на год против контрактного срока.


005

14 июля 1915 года на «Волхове» впервые подняли военно-морской флаг.

Так началась его длительная и славная служба.

Немного о самом железе:

003

Четыре пары арочных ферм были расставлены на равном расстоянии друг от друга и соединены продольными балками (высота пролета ферм составляла не менее 10,5 м).

Подъемная сила четырех главных гиней составляла не менее 1000 т (скажем, водоизмещение ПЛ типа «Барс» - 780 т). Лебедки обслуживались четырьмя 70-сильными электромоторами, каждая пара гаков (носовых и кормовых) имела систему автоматического выравнивания нагрузок.

Поднятая из воды субмарина устанавливалась на 12 поворотных поперечных бимсах с сосновыми кильблоками; каждая балка выдерживала нагрузку до 100 т.

Главные двигатели – 600-сильные дизеля рижского завода «Фельзер»; максимальная скорость на испытаниях – 10,3 уз; дальность плавания – 4000 миль.

Экипаж – 11 офицеров, 4 кондуктора, 60 матросов и 24 водолаза (поскольку «Волхов» служил в качестве плавбазы подводных лодок, то предусматривались ещё помещения на 60 человек – для отдыха экипажа ремонтируемой лодки; а для снабжения лодок – 50 т топлива и запас в 20 торпед ( по 10 в каждом корпусе).

В 1916-17 гг «Волхов» базировался на Ревель и обеспечивал боевую деятельность русских ПЛ «Волк», «Барс», «Вепрь», «Щука», «Касатка», «Белуга», «Крокодил», а также английских – типов Е и С (фото этих лодок можно посмотреть здесь:  http://sir-nigel.livejournal.com/131723.html )

Уже летом 1917 года «Волхову» пришлось поднимать затонувшую при учебном погружении в Аландских шхерах лодку АГ-15, которая через месяц была отремонтирована и вновь введена в строй.

008

А дальше – одна за одной:

24 сентября (7 октября по н.ст.) 1917 г. поднята лодка «Единорог» (подводные пробоины в результате посадок на камни; отбуксирована в Гельсингфорс для ремонта);


009
Осень 1918 – подъём подводного минного заградителя «Ёрш» в Военной гавани Кронштадта (забегая вперёд – судьбы «Ерша» и «Волхова» пересекутся ещё раз – через четырнадцать лет);


010
Июнь 1919 подъём затонувшей лодки «Тигр» (относился к типу "Барс");
011
Тоже в 1919 – подъём «Пантеры»;
012
Осень 1919 – подъём «Рыси»;

В том же году – ремонт «Вепря», «Миноги», «Окуня», «Касатки».

Май 1920 – подъём ПЛ «Угорь» (лодка «Угорь» находилась на консервации в Петрограде и 27 марта затонула из-за поступления воды внутрь корпуса. Всю зиму лодку не осматривали, и вода текла себе и текла потихонечку через неплотность в правом кормовом торпедном аппарате. На плаву лодка держалась благодаря ледяному полю, в которое вмерзла горизонтальными рулями. А весной лёд подтаял и…)

Июнь 1920 – ПЛ «Тур»

Август 1920 – подъём ПЛ «Волк».

31 декабря 1922 года спасатель получил новое имя – «Коммуна».

Август 1923 – подъём ПЛ №4 («Красноармеец», быв. «Леопард»), находившейся в капитальном ремонте и затонувшей по недосмотру экипажа;

31 августа того же года – подъём посыльного судна «Кобчик».

До 1928 года «Коммуна» занималась ремонтом подводных лодок и зарядкой их аккумуляторов.

В 1928 году (с 15 мая по 13 сентября) судно находилось в оперативном и техническом подчинении ЭПРОН. (это одна из самых интересных страниц в биографии «Коммуны» - обследование и подъём погибшей в Копорской губе ещё в июне 1919 года английской субмарины L-55. Ну, об этом надо писать отдельно…) Операция прошла успешно, лодку подняли, восстановили и ввели в состав РККФ, а тридцать восемь гробов с костями погибших подводников отправили в Англию на пароходе «Труро».

016

В июле 1933 г. «Коммуне» пришлось поднимать ПЛ №9 («Рабочий», быв. «Ёрш» - да, тот самый!), затонувшую в Финском заливе двумя годами ранее. Вот выписка из одной толковой книги: «22 мая 1931 года, при отработке совместного плавания в Финском заливе, во время шторма в районе плавмаяка Эрансгрунд, столкнувшись в надводном положении с подводной лодкой «Леопард» (а "Красноармеец" - "Леопард" также был извлечен "Коммуной" со дна морского, только в 1923 г. - см. выше! s_n), затонула подводная лодка «Ёрш». Погибло 35 человек.

Неопытный вахтенный начальник «Леопарда», пытаясь догнать ушедший вперед «Ерш» (ночью, в условиях непогоды – волнение моря до 6 баллов), вовремя не одержал лодку. На остаточной инерции переднего хода ПЛ «Леопард» ограждением носовых рулей пробила прочный корпус ПЛ «Ерш» в его кормовой оконечности. Безотсечная ПЛ довольно быстро заполнилась водой, чему способствовали штормовая погода и невозможность подобраться к пробоине (путь преграждали воздушные и водяные магистрали) для её заделки аварийными средствами. Средства аварийного осушения лодки не справились с откачкой поступающей через пробоину воды…

21 июля ПЛ «Ёрш» поднята СС «Коммуна» и сдана в порт для разделки на металл. Экипаж лодки похоронен в братской могиле на Кронштадтском кладбище.»

В общем, этот список можно продолжать и продолжать (заметим в скобках - основные причины катастроф – предельная изношенность матчасти, недостаточная обученность личного состава и ещё – бардак в смысле дисциплины. Это не я придумал, это подводник Ковалев пишет… см. список литературы).

Август 1935 – подъём у острова Лавенсаари ПЛ Б-3 (быв. «Большевик», быв. «Рысь», которую «Волхов» уже поднимал в 19 году!), протараненной 25 июля линкором «Марат» в ходе учебной ночной торпедной атаки и погибшей также со всем экипажем. 2 августа лодка была поднята и сдана в порт для разделки на металл. Экипаж лодки похоронен в братской могиле на Кронштадтском кладбище.

Сентябрь 1935 г. испытания лодки «Правда» (были такие огромные лодки-крейсера, названные по советским газетам… Очень неудачный проект, почему и построены малой серией).

015

1938 – подъём лодки М-90, затонувшей возле Ораниенбаума (столкновение с п/с «Якобинец»).

21 декабря 1939 г. – спасение аварийного самолёта.

Финская война – «Коммуна» служит плавбазой; водолазные работы; подъём затонувших торпедных катеров; обеспечение базирования малых и средних ПЛ.

Великая Отечественная война – «Коммуна» базировалась на Ленинград. Многие из экипажа ушли сражаться на суше, остальные занимались ремонтом судов и кораблей (при 40% некомплекте экипажа работы хватало!)

1942 г. – подняты ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуна «Труд», «Водолей-2», плавбаза ОВР «ЦО «Правда» (во названьице! Тоже в честь газеты, «ЦО» - это «Центральный орган»… s_n). Моряки «Коммуны» спасли четыре танка КВ, два трактора и тридцать один автомобиль.

В 1944 г., помимо прочих судоподъёмных и ремонтных работ, «Коммуна» подняла ПЛ Щ-323, затонувшую в Морском канале весной 1943 г. после подрыва на донной мине.

(Это достаточно жуткая история, расскажу в другой раз. Лодку восстанавливать не стали, экипаж похоронен в братской могиле на Смоленском Блокадном кладбище...).

014

Только в 1954 г. трудяга-«Коммуна» прошла капитальный ремонт (с заменой дизелей на голландские). И – снова на вахту:

Ноябрь 1956 – подъём ПЛ М-200 («Месть») возле Таллина.

Октябрь 1957 – подъём М-256.

Август 1959 – подъём торпедного катера…

К началу шестидесятых «Коммуне» снова настоятельно требовался ремонт (к тому времени она лишилась хода). К тому же дизель-электрические лодки к этому времени сильно «подросли», и старушка-«Коммуна» уже не могла их поднимать. Было принято решение перебазировать её на Чёрное море и переоборудовать в носитель глубоководных аппаратов.

В 1967 г. «Коммуна» отдала якорь в Южной бухте Севастополя. К концу 1969 г. был готов проект переоборудования, в апреле 1970 г. начались работы, и в апреле 1973 г. переоборудование было завершено (обошлось, конечно, значительно дороже предполагаемого). Корпуса, фермы и часть механизмов находились в отличном состоянии, поэтому основные работы касались нового главного спуско-подъёмного устройства.

006


004

30 апреля начались ходовые испытания «Коммуны», а в декабре на Черное море прибыл первый опытный образец автономного глубоководного аппарата АС-6 «Поиск-2». До июля 1974 г. «Поиск» проходил швартовые испытания, а в июле начались заводские ходовые. («Коммуна» выходила в море 13 раз). Аппарат был испытан на глубинах до 2130 м и принят в состав ВМФ.

013

В ноябре 1979 «Коммуна» прошла очередной средний ремонт и модернизацию на «Севморзаводе», а в 1984 по директиве ГШ ВМФ началось расформирование военного экипажа… В конце концов «Коммуна» осталась в составе ВМФ, а вот ущерб понесла немалый – исчезли закладные доски, старинная мебель, ценные дельные вещи и многие килограммы технической и исторической документации.

С конца 1985 «Коммуна» вновь в бригаде АСС ЧФ. Судно обеспечивало испытания и плановые погружения аппаратов АС-5, АС-8, АС-4, АС-17, АС-32, а также участвовало в испытаниях новых типов оружия.

Свою статью Костриченко заканчивает весьма оптимистически: «Коммуна» продолжает служить России, на борту базируется сначала АС-32, затем АС-5. Судно участвует почти во всех выходах и учениях ЧФ…»

002

Ну, чего не знаю, того не знаю. Я-то видел его мирно дремлющим в Стрелецкой бухте и явно нуждающимся в покраске. Долгих ему лет! И чтобы в конце жизни не разделали его в Инкермане, и, паче того, не продали для разделки в далёкую Индию (где крупнейшая в мире разделочная верфь, и куда ушли многие заслуженные корабли ЧФ), но сделали бы его хорошим музеем…

IMG_2647 копия

Что читать:

1. В.В. Костриченко Уникальный катамаран-спасатель. «Тайфун», №7, 2001.

2. С.С. Бережной Подводные лодки 1903-1917.   (Корабли Отечества, выпуск I, Харьков, АТФ, 1996.)

3. Э.А. Ковалев «Короли подплава в море червонных валетов» (Хроника начального периода советского подводного плавания) (М, СПб, «Центрполиграф», 2006 г.)

4. Н.П.Чикер Служба особого назначения (М., ДОСААФ, 1975)

Tags: Крым, корабли, о полезном и интересном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments