sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:

Кронштадт - июньское (часть 2)

Ну-с, продолжим...

По Кронштадту можно гулять долго.

Главное — крутить головой во все стороны, потому как интересно... Есть такой принцип - «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая — мерещится». Вот одна из ягодок — обалденно древний кран. Добраться до него никак невозможно, ибо он на территории войсковой части, но почти таким же я любуюсь ежедневно, пребывая на работе.

IMG_6564

Голландская кухня. О ней я уже писал здесь http://sir-nigel.livejournal.com/84872.html Пикантная подробность: заставляли готовить на этой кухне экипажи всех судов, в том числе и иноземных — во избежание пожара, и взимали за это портовый сбор, но наши морячки предпочитали готовить еду в береговых харчевнях. Одна из причин (как утверждают) — что, когда наши начинали что-то готовить на постном масле, деликатным иноземцам якобы плохело... В правдивости не уверен, потому как у моряков желудки луженые, но — за что купил, за то и продаю.

IMG_6603

Панамский сухогруз уходит...

IMG_6628

А в этом доме жил Маринеско. Ныне там два очень любопытных сувенирных магазина, ежели будете в Кронштадте — загляните, советую!

IMG_6637

Вообще, сейчас Кронштадт кажется погруженным в глубокую дремоту, вроде кота на солнышке. Может быть, такое впечатление сложилось по причине выходных, когда местные жители загорают, купаются и ловят рыбку на дамбе (там сейчас много хороших мест для отдыха!). Но — главной базой Балтфлота он быть перестал, и уже давно, и что там от флота осталось? Морской завод незнамо чем живет (бывал я там, и впечатлен был... но фотографий нет — по вполне понятным причинам! А видели мы крейсер «Октябрьская Революция» (не путать с линкором!) во время его последнего ремонта — на следующий год сволокли «Октябрину» в судоразделку... Можете ли вы представить — огромный крейсер, от киля до клотика окрашенный в красный цвет? (Грунтовка — железный сурик...)

IMG_6673

IMG_6672

Памятники. Памятников там — до фига. И это понятно, поскольку город имеет историю. Вот-с, полюбуйтесь:

IMG_6658

Обратите внимание: на нижней части сего камня стоит адмирал Макаров.

IMG_6656

Несколько лет назад памятник дополнили (здорово сделали, да?)

IMG_6657

Ещё памятник — Айвазовскому. Ранее я его не видел. Ну, уж он-то заслужил быть увековеченным в Кронштадте! Посмотрите, сколько видов Кронштадта он написал...

IMG_6590

И самая моя любимая картина — страшная, мистическая... «Гибель линейного корабля «Лефорт». Хранится она в запасниках Центрального Военно-Морского музея, а узрел я её впервые на выставке в Манеже в 197... Говорят, что товарищи из Русского музея и даже из Эрмитажа, посмотревши выставленные картины (а это было сколько-то лет со дня основания ЦВММ — юбилей, точно не помню, а копать лень — Гугл в помощь!), ахнули и пошли интриговать в Министерство культуры (прям как бабка Антонова из Пушкинского музея! О нравы! Я ведь, в некотором роде, тоже музейный работник — правда, в права не вступил и доплаты не получаю — а пахать приходится... ) Только не прошел номер. А картину посмотрите. Вот:

айвазовский лефорт

Души погибших моряков (а на "Лефорте" было много женщин и детей - семьи офицеров!) карабкаются по обломкам и восходят на небеса, где их встречает Спаситель. Понимаете, никакая репродукция не передаёт впечатления - это надо видеть!

Идем далее. Поскольку Кронштадт является Петербургом в миниатюре, то Летний сад здесь тоже имеется. Он пребывает по-прежнему в запущенном состоянии...

IMG_6676

IMG_6677

IMG_6681

IMG_6682
Впрочем, в саду есть два уникальных памятника. Вот один из них — по сути своей это кенотаф... «Кто душу положит за други своя...»

IMG_6678

IMG_6680

Ещё памятник — подводникам Балтики. Рубка принадлежит послевоенной лодке 613 пр. ( о ней я писал здесь: http://sir-nigel.livejournal.com/122787.html , конкретно — С-156 «Комсомолец Казахстана».

IMG_6719
Впечатляет, однако.

А вот вам целая лодка, да ещё и какая — носитель боевых пловцов! Когда я собирался в Кронштадт, не смог найти — где она стоит. Положился на интуицию... и вышел прямёхонько к ней. Горжусь! Чтоб вы не плутали, сообщаю: ул.Зосимова, во дворе Кадетского корпуса.

IMG_6936

Местный курорт.

IMG_6745

IMG_6746

Храмы. Все они содержатся в должном порядке, что очень приятно (об этом ещё скажу).

IMG_6754

IMG_6883

IMG_6904

IMG_6906

IMG_6922

Ещё памятник, весьма необычный. Впрочем, те, кто часто бывал в Военно-Морском музее, может быть, помнят акварель Кочергина, посвященную сему событию! (Был такой воевода, по фамилии Потемкин (не Таврический!)

IMG_6885

И ещё памятник — Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену. Просто не могу не процитировать, источник - Е. Е. Шведе, «Первая русская антарктическая экспедиция 1819—1821 гг.»

IMG_6914

«Современники рисуют его смелым, решительным, знающим свое дело командиром, прекрасным моряком и ученым гидрографом-штурманом, истинным русским патриотом. Вспоминая совместное плавание, М. П. Лазарев впоследствии «не называл его иначе, как искусным, неустрашимым моряком», но к этому не мог не прибавить, что он был «отличный, теплой души человек». Такая высокая оценка, исходившая из строгих уст одного из крупнейших русских флотоводцев — М. П. Лазарева, многого стоит. Свою гуманность Беллинсгаузен проявлял неоднократно: в жестокий век аракчеевщины он за время кругосветного плавания не применил ни разу телесного наказания по отношению к подчиненным ему матросам, а впоследствии, занимая высокие должности, всегда проявлял большую заботу к нуждам рядового состава.

Это был настоящий строевой командир. В 1826—1827 гг. мы видим его командующим отрядом судов в Средиземном море; в 1828 г., будучи контр-адмиралом и командиром гвардейского экипажа, он вместе с последним выступил из Петербурга сухим путем и прошел через всю Россию на Дунай для участия в войне с Турцией. На Черном море он играл руководящую роль в осаде турецкой крепости Варны, а затем, имея свой контр-адмиральский флаг на кораблях «Пармен» и «Париж», — и во взятии этой крепости, а также ряда других городов и крепостей. В 1831 г., уже вице-адмиралом, Беллинсгаузен является командиром 2-й флотской дивизии и ежегодно крейсирует с нею в Балтийском море.
     В 1839 г. он назначается на высший строевой пост в Балтийском море — главным командиром Кронштадтского порта и Кронштадтским военным губернатором. Эта должность совмещалась с ежегодным назначением командующим Балтийским флотом на время летних плаваний, и вплоть до самой своей смерти (в возрасте 73 лет, в 1852 г.) Беллинсгаузен продолжал выходы в море для боевой подготовки подведомственного ему флота.

Как главный командир Кронштадтского порта, адмирал (с 1843 г.) Беллинсгаузен принял исключительно большое участие в строительстве новых гранитных гаваней, доков, гранитных фортов, готовя Балтийскую твердыню к отпору нашествия западноевропейской коалиции, точно так же как подобную же задачу выполнял его прежний соплаватель адмирал М. П. Лазарев на юге — в Севастополе.

В бытность свою главным командиром в Кронштадте он проявлял много заботы о подъеме культурного уровня морских офицеров, в частности он был основателем одной из крупнейших русских библиотек того времени — Кронштадтской морской библиотеки. Его большому практическому опыту многим обязаны своим успехом русские кругосветные экспедиции того периода, когда ему было подведомственно их снаряжение в Кронштадте.
      Характерны для Беллинсгаузена его гуманность по отношению к матросскому составу и постоянная забота о нем: в Кронштадте он значительно улучшил бытовые условия команд постройкой казарм, устройством госпиталей, озеленением города. Особенно много им сделано было для улучшения питания матросов. Он добился увеличения мясного пайка и широкого развития огородов для снабжения овощами. После смерти адмирала на его письменном столе нашли записку следующего содержания: «Кронштадт надо обсадить такими деревьями, которые цвели бы прежде, чем флот пойдет в море, дабы на долю матроса досталась частица летнего древесного запаха»

IMG_6916

(Ещё одна забавная подробность: у Фаддея Фаддевича (точнее, Фабиана Готтлиба Таддеуса фон Беллинсгаузена) были родные братья - Иван Иванович и Фёдор Фёдорович. Папу их звали Карлом... Почему так получилось?)


Вот так-то. И, заметьте, как всё переплетается — Беллинсгаузен, Лазарев, Крузенштерн, Севастополь... Кстати, послезавтра в Питер возвращается барк «Седов» - возьмите на заметку!

Ну, и на десерт — внимание, вопрос: что это за здание?

IMG_6907

(Окончание следует)

Tags: корабли, о полезном и интересном, просто Город
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment