sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:
  • Music:

Центральный Военно-Морской музей - открытие

Итак, свершилось. Наконец-то открылся Центральный Военно-морской музей.

Да, далеко-далеко не полностью (до полного открытия всех залов очень и очень далеко), но всё же!

В прошлое воскресенье отправился туда. Пришлось простоять в очереди минут сорок — толпа была огромная.

IMG_7773


IMG_7771


IMG_7427


IMG_7845

Общие впечатления — весьма положительные.

Во-первых, простор. Кто помнит — первый зал в здании Биржи напоминал храм — величественный и полутемный. И многое там было просто не рассмотреть, не говоря уже об условиях для фотосъёмки.

IMG_7765
(По-прежнему при входе встречает Петр Великий работы Антокольского... на мой взгляд, лучший из памятников!)

Сейчас многочисленные картины висят и стоят практически на уровне глаз. Многие и многие хорошо знакомы, а кое-что, и очень интересное кое-что, вытащено из запасников. И не везде повешены ярлычки! (Не успели, наверное?)

IMG_7431

(Далее - много картин! И Айвазовский, и Боголюбов (которого ставлю ничуть не менее Айвазовского!), и другие-прочие)

IMG_7433


IMG_7436
"Бой при Гренгаме. 27 июля 1720 г."  Ф.Перро, 1841 г.

IMG_7439
Очень уместна красная кнопочка слева!

IMG_7441


IMG_7444


IMG_7447
"Эпизод Афонского сражения" Копия с картины Боголюбова.

IMG_7452


IMG_7455


IMG_7462
Нормальная такая офицерская жилплощадь...

IMG_7468
И ещё - на ту же тему!

IMG_7472


IMG_7513
Это классика - "Потопление ПЛ Балтийского флота "Пантера" английского эскадренного миноносца "Витториа" у о-ва Сескар. 31 августа 1919 г." худ. Н.Е.Бубликов и Г.В.Горшков, 1939 г.
Всё предельно ясно - вот злые супостаты, вот страшный взрыв, а вот перископ на первом плане - чтоб всем было ясно, кто супостата потопил! Почти плакат...

IMG_7564
"Атака катером "Шутка" турецкого парохода на Дунае в 1877 г." Худ. А.П.Боголюбов, 1882 г.

IMG_7569
"Бой парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фетхи-Буленд" 11 июля 1877 г." Худ. Р.Г.Судковский, 1881 г.

"Вестой" командовал Баранов, мужик великой отваги, но очень амбициозный. А вот добровольцем в составе экипажа "Весты" числился Стефан Карлович Джевецкий - и орден за это дело получил, чем до конца своих дней премного гордился! (И есть за что). Турецкий же броненосец был построен в Англии и превосходил "Весту" в скорости минимум на два узла.

IMG_7670
Ещё раз "Веста". Боголюбовская. Какая больше нравится?

IMG_7678
Это всем известная картина Айвазовского "Смотр Черноморского флота. Июнь 1850 г." (1886). Николай Палыч любуется Черноморским флотом с борта пароходо-фрегата "Владимир" (построенного, кстати, в Англии и вооружённого английскими орудиями).

IMG_7680
"Оборона Малахова кургана. 1855 г." В.Ф.Подковырин (не знаю такого!), 1850-е гг.

IMG_7684
Н.П.Красовский "Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями. 1829 г."  (1867, рама изготовлена из древесины корпуса "Меркурия" - после сдачи такового на слом).

IMG_7701
А это сам "Меркурий"!

IMG_7693
Боголюбов, "Обстрел пароходом "Прут" турецкой крепости Силистрия на Дунае. 1854 г." (1856). А с суши туркам в Силистрии гадости чинил генерал Карл Андреевич Шильдер - замечательный сапёр, ракетчик и изобретатель подводных лодок. Там он и погиб.

IMG_7707
"Сражение при Гангуте. 1714 г."  А.П.Боголюбов, 1875-1877 гг.

IMG_7726
"Небываемое бывает" - "Захват бота "Гедан" и шнявы "Астрильд" (копия Л.Д.Блинова с оригинала Боголюбова)

IMG_7740
Явно будни личного состава на каком-то из крейсеров пр.68?

IMG_7761
А такое я и сам помню! Крейсер-то - скорее всего, "Киров"! (надо уточниться по бортовому номеру)

Оружие. Опять-таки, из запасников явилось много пушек, хотя много и любимого старого... Особенно интересны малокалиберные орудия броненосной эпохи — вся эта смешная артиллерия супротив миноносцев -Энгстрема, Пальмкранца, Максима, Гатлинга...
IMG_7437


IMG_7443
Единорог.

IMG_7449
Карронада (о них писал не единожды - честь и хвала шотландцу Гаскойну, который переманил для службы в России и Бердов, и Армстронга, и ещё много кого)
IMG_7453
Ещё карронада - на другом станке.

IMG_7458
Очень экспериментальное казнозарядное орудие П.П. Красовского, калибр 3 фунта. 1867 г. В серию не пошло...

IMG_7463
А это то, чем стреляли. Левый верхний угол - вязаная ("виноградная") картечь, в середине - книпель (раздвижное ядро для действия по такелажу).

IMG_7464
5-пудовое стальное крепостное орудие (пока ещё гладкоствольное!) Масштаб 1:6

IMG_7469
Кое-что уточнилось — например, узнал, что эти симпатичные нарезные 4-фунтовые пушки, всегда стоявшие в вестибюле, принадлежали яхте «Держава» (или просто запамятовал?)

IMG_7502
75-мм Канэ. Пушка французская, с 1891 г. выпускалась по лицензии Обуховским заводом.
(на заднем плане - мины; слева - ударно-механическая обр.1912 г., справа - гальвано-ударная обр.1908... Я не знаток минного оружия, но за пятьдесят-то лет можно было выучить!)

IMG_7523

IMG_7577
47-мм шведская пушка Энгстрема - противоминный калибр! Закуплено в Швеции несколько десятков (1880-е гг)

IMG_7551

IMG_7552

IMG_7556
Опять же шведская "дюймовочка" (калибр 25,4 мм) Пальмкранца.

IMG_7558

IMG_7560
10-мм пушка (ха-ха!) Фаррингтона. Стрельба производилась из обоймы, вставляемой сверху - из одного ствола. А вот когда ствол перегревался - тут-то и крутили эту мясорубочную рукоятку, и стреляли из следующего ствола! Вот оно как - не "Вулкан-Фаланкс", не АК-630 и даже не Гатлинг... Опытный образец, изготовлен в г.Лоуэлл, штат Массачусетс.



IMG_7566

IMG_7568
А вот и Гатлинг!
IMG_7572
37-мм автоматическая пушка Хайрема Максима. 1887 г. Судя по всему, пулемет "максим" - её уменьшенная копия?

IMG_7581

IMG_7584
47-мм Гочкис. С большим трудом дождался, пока от него отлезут чертовски активная бабушка с не менее активным внуком и фотоаппаратом. "Нет, ты не на меня смотри! Делай вид, будто целишься!" В общем, внучек чуть не опустил ствол на голову другому балбесу - пушка не зафиксирована и в вертикальной плоскости поворачивается свободно... (это на тот случай, если вам захочется потрогать шаловливыми ручонками)

Теперь - о моделях.
Модели. Повторим ещё раз — часть хорошо известных по прежней экспозиции...

IMG_7480

...и из запасников!
IMG_7482

В общем, много.
IMG_7492
Линкор "Октябрьская Революция" после модернизации 1934 года (кривая труба, надстроенный полубак, изменена форма форштевня).

IMG_7508
Щ-307 ("Треска").Краснознаменная лодка Балтийского флота. М 1:25 (Модель 1958 г)

IMG_7530
Броненосец "Николай I".  Вот было в них что-то - грузных, несуразных, и тем не менее - грозных!
IMG_7534
Каковы балкончики, а?

IMG_7539
А на фото - не такой уж и грузный!

IMG_7542

IMG_7546
"Синоп". Строились для боя в Проливах (вот дались нам Босфор и Дарданеллы!), посему несли не четыре, а шесть орудий главного калибра, из коих четыре могли стрелять прямо по носу...

IMG_7565
"Память Азова". Снято сквозь стекло в ещё не открытом зале.

IMG_7570
"Адмирал Корнилов". Импортной постройки. Снято там же.

IMG_7625
Канонерская лодка "Кореец".

IMG_7630
А вот с этой штукой связана одна история, за достоверность коей не ручаюсь. Но рассказал её мне человек, работавший в модельной мастерской музея (нет, это не Сан Саныч Г.!). В общем, посмотрите следующее фото:
IMG_7631
Подарили японцы такую штуку, наши с благодарностью приняли... но ни в каких документах следов не нашли. И на крамповской модели "Варяга" (изготовленной строителем - фирмой "Крамп и сыновья" в Филадельфии) оные доски отсутствовали. В общем, не мудрствуя лукаво, велело начальство оные доски изготовить и на модель пришпандорить, дабы в сумления публику не вводить. И стало так.
IMG_7632
Это - та самая модель (похоже, что подводную часть ей капитально поцарапали при переезде!). Кстати, одна из лучших в музее...

IMG_7635
А вот и фалрепные доски - у верхней площадки трапа.

Модели из панциря черепахи, японской работы - почему-то все газеты напирали именно на это. Да, красиво, да, экзотика, но, право слово, не это самое интересное в музее. Впрочем, любуйтесь - чтобы не говорили, что самое-то интересное я зажал...

IMG_7640

IMG_7642

IMG_7644

IMG_7645

IMG_7647

IMG_7648

IMG_7649

IMG_7658

А вот это - нечто уникальное. Круглый броненосец о шести винтах и двух орудиях, адмиралом Поповым спроектированный, диаметр имевший тридцать метров и именуемый "Новгород". Второй (экс-"Киев", впоследствии "Вице-адмирал Попов") был покрупнее - диаметром 36 м.
Неофициально назывались они "поповками" и смысла большого не имели. Так, плавучая батарея... Но - интересны!
Модели их хранятся в нескольких морских музеях - в Севастополе (полумодель), в Николаеве (лично видел!) и, по меньшей мере две - в ЦВММ. Вот эта - разнята по палубам:
IMG_7660
Вид с носа (глядите, не перепутайте!)

IMG_7663
Сбоку

IMG_7664
С кормы

IMG_7667
Исполнено грубовато, но эффектно!

(По тому же принципу Попов ещё и яхту для Государя изладил, по имени "Ливадия" - её модель стоит в  ещё не открытом зале. Через годик-другой покажу!) А прозвище у "Ливадии" было - "Бычок, оседлавший камбалу" - во как!

IMG_7672

IMG_7675
Минные катера времен турецкой войны - "Цесаревич" (вверху) и "Ксения". Из запасников.

IMG_7691
110-пушечный корабль "Великий князь Константин" на стапеле. (По факту и "Двенадцать апостолов", и "Париж", и "Великий князь Константин" имели более 120 орудий).


А вот это - украшение коллекции музея! Аглицкой работы модель, "Ройял Соверин" называется. Подарена Петру Алексеичу королем аглицким Вильгельмом III Оранским. Масштаб крупный - 1:32

IMG_7712

IMG_7715
(Тётка на заднем плане отношения ни к модели, ни ко мне не имеет - просто фиг дождешься, пока уйдёт. Ну много, много было праздношатающейся публики...)

Так вот, об обстоятельствах, при которых Петр поимел эту игрушку, рассказывают по-разному. На этикетке к модели сказано так:
IMG_7716
А вот в книжке Раздолгина и Фатеева "На румбах морской славы" изложено совсем по-другому (да и мне сотрудники излагали как у Раздолгина! - впрочем, Раздолгин оговаривает, что это-де легенда, но, как мне кажется, более правдоподобная...) Короче,странствуя по Европиям с Великим посольством, побывал Государь и в Англии. Незадолго до его отъезда королева Мария возжелала его портрет на память. Позировать Государь категорически отказался, тогда было велено живописцу Кнеллеру (ученику Рембрандта - не хухры-мухры!) сесть в уголку да эскизиков нарисовать... А Петр это просек и осерчал зело! Ну, чем задобрить московитского царя? А что он у вас любит? Ах, корабли? И модели? А нет ли у нас в Адмиралтейских мастерских чего-нибудь такого-этакого? Есть? "Ройял Соверин"? Который ещё в постройке? Как, и модель недоделана? Ладно, подарим как есть - сам дособерет! И подарили... Все такелажные блоки (сотни их!) были пришиты на картонных планшетах, с указанием что - куда.
Впервые эту модель я и видел в запасниках на третьем этаже - с набором деталюшек.
Руки у Петра так и не дошли...

IMG_7730
Зато вот эту модель Государь самолично выстругал! (Есть мнение, что это шнява "Наталья").

И ещё одна тема - корабельные украшения!
В здании Биржи висели они на темной лестнице, и в детстве я их даже побаивался - сердитые такие мужики с мечами, топорами и прочими дубинами и в весьма угрожающих позах.
Сейчас их выволокли на свет Божий (не всех, не всех!) и просматриваются с пандуса они отлично.
IMG_7517

IMG_7759

IMG_7599
Вот-с, маленькая желтенькая - носовое украшение корвета "Львица" (Если верить каталогу Алёшина 1987 г. - а он крупнейший специалист!), то принадлежала она трофейному египетскому корвету, захваченному в 1829 г. кораблем "Константин" в Средиземном море...
Слева, похоже, носовая фигура парусно-винтового броненосного фрегата "Князь Пожарский" работы Микешина, а далее - два "Витязя"; первый - более ранний, работы Клодта (1861), второй - более поздний,1882. Тут штука вот в чем: в 1882 г. корвет "Витязь" был переименован в "Скобелев" (носовую фигуру при этом не меняли). Ну, раз имя освободилось назвали строящийся корвет. И фигуру сделали по образу старой (отличаются щит и булава). Вот второй-то "Витязь", бронепалубный, вошел в историю как исследовательский корабль (см. С.О.Макаров, "Витязь" и Тихий океан").

И ещё: запланировало в своё время Адмиралтейство построить для усиления Балтийского флота (в 1855 г., Крымская война шла!) аж четырнадцать 11-пушечных парусно-винтовых корветов. Часть из них называлась по-звериному ("Удав", Рысь", "Зубр", "Волк", "Буйвол", "Вепрь", "Тигр"( постройку отменили), "Вол" и "Медведь"), а часть - по-древнерусски ("Боярин", "Новик", "Посадник", "Гридень", "Воевода" и "Рында"). Изготовление зверообразных украшений поручили, естественно, барону Клодту (а он как раз памятник дедушке Крылову закончил).
Вот они, клодтовские зверики:
IMG_7500

IMG_7487

IMG_7501

IMG_7603

Имейте в виду, что это гипсовые макеты - только "Медведи" хранятся в музее оба - и гипсовый макет, и деревянный подлинник... но различить их почти невозможно...
Наверное, подлинные украшения висели некогда в "Зверином коридоре" Морского кадетского корпуса. Во всяком случае, есть воспоминания, что господа гардемарины тёрли "Зубру" перед экзаменами "на удачу" (а вот тут-то версии расходятся - одни утверждают, что нос, а другие - яйца...) Мы не историки, потому и поминаем обе версии.

На втором этаже музея учинили кафе. Ничего себе кафе. просторное. Правда, в отличие от Артиллерийского музея, пивом там не поят. Зато как украшено!
IMG_7752

IMG_7754

IMG_7767

IMG_7755
Ну явно же не компот они пьют!

И - напоследок - сквозь стекло - то, что не открыто пока:
IMG_7745
Ботик укутан в полиэтилен...

IMG_7563
И лодку Джевецкого благополучно перетащили. Как же мне она нравилась в детстве! Маленькая, хищная, таинственная... и совсем настоящая!

Ладно, притомился уже байки травить. Будет время - выберусь ещё (когда и народу поменьше, и снимать поудобнее..

Да, вот ещё - всё же был я уверен, что где-нибудь в Питере да отыщется якорь Портера-Тротмана! А то что это такое - в Севастополе есть, а у нас нет? Вот, отыскался. теперь душа успокоилась...
IMG_7756

Tags: корабли, модели, о полезном и интересном, учи матчасть!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments