sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:

Техническое. Просто объявление.

Так вот, кто имеет такую возможность — срочно в Эрмитаж! (Благо, по средам он работает до 21 часа).

До 21 сентября там проходят сразу две выставки костюма - «При дворе российских императоров. Костюм XVIII- начала XX вв» (где представлены парадные придворные и военные мундиры, бальные, визитные и домашние платья, детские и маскарадные костюмы и аксессуары, принадлежавшие членам императорской семьи и представителям русской аристократии) и «Высочайшего двора служители. Ливрейный костюм конца XIX- начала XX в. в собрании Эрмитажа» (представлено около 250 экспонатов из собрания Эрмитажа, а, кроме того, масса фотографий из госархивов).

Экспозиция огромна и занимает восемь залов.

(Фотографий представлено не будет, потому как на временных выставках съёмка запрещена - а я всё же не настолько нахален).

Кроме того, нам очень повезло, потому что водил нас по выставке Миша (точнее, Михаил Андреевич!) Мешалкин, старший научный сотрудник Эрмитажа — и один из лучших гидов, которых я когда-либо встречал (а я в этом кое-что понимаю, потому как сам иногда экскурсоводствую...). Можете считать это рекламой! (просто наберите в Гугле «Михаил Андреевич Мешалкин» - и оцените).

Чем примечательна эта выставка? Во-первых, широтой охвата. Во-вторых, костюмы вообще достаточно редко достают из запасников — ну, противопоказано им на свету в витринах висеть! В-третьих, на сей раз выставлены такие экспонаты...

На меня произвели впечатление кафтаны (нет, не кафтаны — говоря по-нынешнему, костюмы тройки (кафтан, камзол, кюлоты) Петра Первого. Оказывается, Петр Алексеич вовсе не всегда носил демократичный рабочий костюм... Если ему и шили в последние два десятилетия костюмчик голландского матроса, то разве что для маскарадов. А так он предпочитал последние парижские моды. Да-с, ориентировались на двор Луя Четырнадцатого!

Очень интересен костюмчик Петра Второго — с обшлагами аж выше локтя, и весь-весь-весь шит серебром...

А вот от гардероба веселой царицы Елисавет почти ничего не осталось — от её пятнадцати тысяч платьев! Потому как значительную часть она при жизни передала в театр (вполне шекспировская традиция — тогда тоже вельможи отдавали свой гардероб в театры, так что актеры играли не в чем-то-там, а — ого!), впоследствии Екатерина Вторая часть оставшегося передала различным храмам, где из парчовых платьев пошили ризы священнослужителей (и, как утверждают, некоторые бывые елизаветинские одеяния до сих пор используются в этом новом качестве!), а остальное опять-таки пожертвовала театрам...

О мундирах говорить не буду. Тема, конечно, из моих любимых. Так, несколько курьезов. Очень потешный мундирчик 1-го Конно-егерского полка. Узенький-узенький. Ну, фрачный покрой, естественно... По пропорциям напоминает кузнечика, а по расцветке — колорадского жука (черный с оранжевыми лампасами, и по всем швам тоже оранжевым настрочено...)

А вот николаевские мундиры (эпохи Николая Палыча) — это, конечно, чудовищное надругательство над человеком. Натуральный самовар — грудь колесом. При всем уважении к Государю (ну, толковейший же инженер был!) - но как так можно? Известно ли вам, что рядовой состав в массе своей страдал от легочных заболеваний — из-за дурацкой конструкции ранца с ремнями, перетягивающими грудную клетку, а вот офицерский (и сам Государь, кстати!) - от желудочных, потому как затягивались в поясе до предела (и даже корсеты носили...)

И траурные платья... черные, серые, белые (!)

И маскарадные костюмы. Если Николай Второй обожал времена Алексея Михайловича (ему, между прочим, очень шли костюмы, стилизованные под XVII век), то Николай Первый увлекался рыцарством (и на выставке присутствует максимилиановский доспех XVI века, который Государь изволил надевать на Царскосельской карусели, который раньше жил в Рыцарском зале, а ныне обретается в запасниках...)

И о костюмах служащих. И кто только во дворце не обретался! Рейткнехты (конюхи?), скороходы, писаря, лакеи, швейцары... и арапы. Арапы потрясли! Костюмы им шили на квазитурецкий манер — красные такие шальвары и темно-синий... э-э-э... сюртук, что ли? С золотым шитьем. Интересно, что арапы при дворе числились аж до 17-го года — два старших и два младших. Вот ни фига себе должность? Представляю запись в трудовой книжке - «Младший арап двора Его Императорского Величества»... Набирали их из натуральных негров, по крайней мере один происходил с Островов Зеленого Мыса, ещё один был родом из Турции (но — чёрный!). Здесь они принимали православие, женились (ну, ещё бы! Завидный жених — во дворце служит! Двери открывает!) и (согласно документам) отличались изрядной плодовитостью.

Ещё нюанс. В отдельной витрине — кое-что из гардероба семьи последнего императора. Так вот, в той же витрине — вояжный сюртук (нечто вроде плотного суконного бушлата, украшенного шитьем) камер-лакея 1-го класса императрицы Алоизия Труппа... Помните, кто это? Вот кого мне всегда по-настоящему было жалко — верных слуг, поплатившихся за свою верность. И ничего-то мы об этом человеке не знаем... один сюртук!

А ещё там выставлено множество портретов — и Крамской, и Маковский... и много-много кто ещё. Удивился, узрев некоего военного — натуральный пижон! Пышный кок, вальяжная поза, перстни и кольца... Кто ж таков? Оказывается, Теляковский! Аркадий Захарович! Толковейший инженер-фортификатор! Умница, ученый, преподаватель... Я много о нем читал — и немного знаком с его трудами (ну, поскольку всегда интересовался Севастополем...) Никогда бы не подумал! Но — прав Пушкин - «быть можно дельным человеком...»

Ну, и на закусь. Жил да был такой человек, музейный работник (не просто музейный — Эрмитажный!), историк, писатель ( один из моих любимейших авторов, я его в ЖЖ не раз поминал) — Владислав Михайлович Глинка. Так вот, был он — Хранитель. Не просто древних шмоток каких-то — но Знания.

Не могу не поделиться:

«Приносят ему, например, предполагаемый портрет молодого декабриста-гвардейца, - Глинка с нежностью глянет на юношу прадедовских времен и вздохнет:

- Да, как приятно, декабрист-гвардеец; правда, шитья на воротнике нет, значит, не гвардеец, но ничего... Какой славный улан (уж не тот ли, кто обвенчался с Ольгой Лариной, - «улан умел её пленить»); хороший мальчик, уланский корнет, одна звездочка на эполете — звездочка, правда, была введена только в 1827 году, то есть через два года после восстания декабристов, значит, этот молодец не был офицером в момент восстания. Конечно, бывало, что кое-кто из осужденных возвращал себе солдатскою службою на кавказе офицерские чины — но эдак годам к тридцати пяти — сорока, а ваш мальчик лет двадцати... да и прическа лермонтовская, такого зачеса в 1820-30-х ещё не носили... Ах, жаль, пуговицы на портрете неразборчивы, а то бы мы определили и полк и год.
Так что не получается декабрист никак — а вообще славный мальчик...»

Tags: о полезном и интересном, о хороших людях, учи матчасть!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment