sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:

Просвещаемся...

Читаю сейчас потрясающую книгу.

Вот эту:

ЭПРОН документы

Сборник документов совершенно изумительный — потому как документы тут собраны самые разнообразные — и сугубо технические, и хозяйственные, и политдонесения.

Знаете, на материале этого тома (а там шестьсот шестьдесят страниц) можно было бы написать книгу в любом жанре — приключенческом (одни поиски «Черного Принца» чего стоят — ради чего ЭПРОН и был затеян!), советском производственном (таком, знаете, кондовом, с конфликтом между старыми водолазами — отличными профессионалами, но индивидуалистами, рвачами и пьяницами и молодыми комсомольцами-энтузиастами. И чтоб непременно с перевоспитанием старых спецов!), мрачно-перестроечном (с Крававой Гэбней, осведомителями (а их донесения о политико-моральном состоянии тут тоже приводятся), арестами и репрессиями...) и так далее и тому подобное.

Особенно радует, что теперь у меня окончательно закрылась тема подъема лодки L-55. М.б., когда-нибудь напишу отдельный пост, поскольку материала набралось очень много.

Ну, и восхищает стилистика тогдашних документов. Вот, оцените (речь идет о подъеме госпитального судна «Народоволец», каковой перевернулся на Неве прямо у стенки. О нем ещё Шефнер писал в «Имени для птицы» :

«Первым делом мы шли смотреть погибший корабль. Он лежал в воде против спуска, что тянется от Тринадцатой линии в сторону Горного института. Госпитальное судно "Народоволец" затонуло и легло на борт в двадцатом году. Говорили, что построено оно с изъяном, у него крен на правый борт; для придания кораблю равновесия в трюме по левому борту имелась цистерна, заполненная водой. Один матрос якобы привел на корабль свою девушку, они спустились в трюм, девица по неразумению открыла кингстон; матрос не сумел его закрыть, судно потеряло остойчивость и перевернулось; спасти удалось далеко не всех раненых...
"Народовольца" подняли году в 1925-м. На берегу установили с полсотни механических лебедок, от них протянули к судну множество стальных канатов. Набережная кишела народом: все островитяне сбежались смотреть подъем злосчастного госпитального судна; конная и пешая милиция наводила порядок, не подпуская близко к лебедкам. Некоторые тросы рвались от напряжения, лопались со звоном, как гигантские струны, и вот борт корабля все же оторвался ото дна, "Народоволец" выпрямился. Позже его отбуксировали к причальной стенке судостроительного завода и разрезали автогеном на скрап.»).

Ну, у Шефнера-то всё же городские байки (на самом деле было так - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2_(%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE), а вот сухой документ.



«Отделение Госсудоподъема, путем широкой пропаганды «выдающейся» работы, в сложности которой заинтересовались 
«заграничные технические круги», сумело получить бесплатно от разных учреждений массу технических средств, вплоть до паровоза
 для подачи пара многочисленным паровым лебедкам. Исключительно на оплату рабочей силы (и очевидно 80-ти специалистов) 
было истрачено, в итоге,свыше 200 000 руб. Корабль слегка повернулся, принялись за его откачку, но самые мощные насосы судов 
Ленинградского порта ничего не могли сделать на протяжении многих недель, и корабль 
ныне возымел сильное желание вернуться в первобытное состояние. В заключение — руководящий состав Ленинградского отделения 
Госсудоподъема заключен под стражу».

А вообще — какие люди, какие имена! Первый руководитель ЭПРОНа — старый чекист Л.Н.Захаров-Мейер, умница, каких мало 
(кстати, интересно, что он был женат на сестре А.Е.Голованова — впоследствии командующего авиацией дальнего действия...), 
Ф.А.Шпакович (о нем я когда-то писал... http://sir-nigel.livejournal.com/121823.html  Вот буду в Севастополе — 
всё же попробую отыскать его надгробие.). 
Множество фотографий, включая «Глубоководный снаряд ЕГД», «Коммуну» (ах, «Коммуна»! Она и поныне жива-здорова! 
http://sir-nigel.livejournal.com/134730.html), броненосец «Чесма» - в качестве мишени, прямо во время испытаний...
Короче говоря, книжка обалденная.

Да, ещё нюансик — Мейер очень резко отозвался о рассказе Б.Пильняка «Синее море» 
(в одном из документов, приведенных в книге — так, между делом). И правильно! Года два назад в Севастополе мне попал в руки 
один из номеров журнала «Морской архив», в коем этот опус был опубликован. Пильняк, знаете ли, такой чуши там понаписал — 
побывал он в Балаклаве, когда «Черного принца» (который вовсе и не «Черный...») ещё японские концессионеры искали, 
даже сам на дно спускался — но вот «консерв английского водолаза» (да, так и написано!) да ещё и с дневником в кармане (!) 
там никто не находил. Да и вообще — Пильняка я после этого уважать перестал. Знаете, несносный высокомерный тон экскурсанта... 
Кстати, судоподъемом в те времена интересовались очень многие советские писатели. Так, на подъеме ледокольного парохода 
«Садко» в 1933 г. присутствовали Алексей Толстой, Самуил Маршак, Иван Соколов-Микитов, Вячеслав Шишков... 
Ну, это уж так, просто к слову...



Tags: книги, корабли, о полезном и интересном, учи матчасть!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments