sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:

Крым-2017 (3) О рабочих стареньких лошадках

В далёкие-далёкие времена, когда мы возили на дачу кота (незабвенного Степана Второго), было очень забавно наблюдать за тем, как он обходит все свои владения... Осматривает, обнюхивает... Вспоминает!

Поскольку за многие годы

я уже привык рассматривать Севастополь (и окрестности) почти как собственную дачу, то и в каждый приезд веду себя вот этак — совершенно по-кошачьи... Нет, я могу не подняться в крепость Каламиту, могу даже не посетить Херсонес — но пройтись над Южной бухтой — это есть обязательное ритуальное действо. Посмотреть — а всё ли там на месте?

На этот раз оказались все — и «Дон», и «Истра», и «Ангара», и ПЗС (ex- 633РВ...).

Что меня всегда удивляло — почему трудяги вспомогательного флота всегда остаются в глубокой тени? Зря, ой как зря...

Впрочем, отчасти это можно понять и объяснить. Во-первых, их не выводят на парады. Они не стреляют ракетами и пушками. (Да и пушек-то на них большею частию нет!). Во-вторых, о них редко пишут в газетах и сообщают по телевидению. Ну, так, мельком - «Отряд кораблей N-ского флота в составе фрегатов... корветов... и буксира (танкера, судна снабжения) вышел в Средиземное море, где выполнил поставленные задачи...» - как-то так.

Просто, копаясь в истории N-ского КБ, я насобирал массу интересного материала про этих скромных рабочих лошадок.

Да вот, полюбуйтесь — одна из лошадок — малый морской танкер «Дон». У него (точнее, у всех танкеров этого проекта) достаточно любопытная история.
IMG_0565 копия

(А это он с кормы...):
IMG_0055копия

Значицца, так. Once upon a time, а, точнее, во второй половине 50-х гг. (хрущёвщина же!) было свернуто строительство крейсеров проекта 68-бис. И некоторое легкокрейсерское бюро осталось как бы не у дел... И потеряло огромную часть молодых специалистов, потому как именно они и выполняли разработку рабочей конструкторской документации. И подумал Министр Судостроительной Промышленности, и почесал репу, - и придумал! А почему бы не передать N-скому КБ множество работ по корректировке чужих техпроектов, по разработке РКД ( рабочей конструкторской документации), по оказанию технической помощи заводам-строителям (хе-хе-хе... Что такое ГТП — я и сам знаю. Поучаствовал!) для обеспечения строительства судов вспомогательного флота.

Вот-с, одним из таких проектов и стал танкер прехитрого назначения. А назначен он был перевозить очень специальное топливо — и окислитель (почему и вкладные танки были выполнены из нержавеющей стали... Впрочем, сайт Черноморского Флота утверждает, что танки были заменены позже — в целях выдачи особо качественного топлива. Первая версия мне кажется более убедительной — не буду приводить источники...)

Проект был разработан … в общем, в N-ское КБ сей проект передали для доработки, когда головной танкер был уже готов на целых 3%! А заложили их на выборгском заводе сразу в четырех экземплярах — и ошибки пришлось исправлять... гм-гм... четырехкратно.

Через год обеспечение достройки вернули в бюро-проектант (вместе с Главным Конструктором и его группой), поскольку у N-ского КБ стал, наконец-то, обрисовываться профиль свойственных ему работ. Но в первых четырех мы поучаствовали!

А пока их строили — произошёл переход отечественных баллистических ракет на ампульное хранение компонентов топлива — и хитровыделанные танкеры остались как бы не у дел... Нет, работы у них и потом хватало — по прямому танкерному назначению — т. е., перевозка всякого жидкого топлива — но не ракетного.

Так вот, «Дон» был построен в 1966 г.; в 1967 был переведен по внутренним водным путям на Черное море и с тех пор базируется на Севастополь. Первой его задачей стало снабжение авиакеросином противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград» (NB: над созданием коих немало потрудились мой тесть и тёща! И у меня с «Ленинграда» хранится некоторая никелированная табличка — такой вот я музейный крыс! Самолично спи... в 1987 г. на ЧСЗ!) а впоследствии «Дон» обеспечивал сдаточные испытания всех без исключения отечественных авианесущих крейсеров (вот именно тогда я с ним и познакомился. Сказочным июньским вечером 1990 г. Какими только словами я его не ругал! Как раз мы керосин с него принимали...)

В первой половине 70-х упомянутый «Дон» каждый год два-три раза выходил на боевую службу в Средиземное море. (Ага — снабжать керосином кого?) . А в смутное время, в 1992-93 участвовал в эвакуации Потийской военно-морской базы...

Теперь-то он совсем старенький стал... (Полвека пропахать — дай Бог каждому!). Вот-с, вернулся я из Крыма, полез в новости и справочники — и обнаруживаю, что 5 сентября сего года флаг Вспомогательного флота на нем спущен и из списков он исключён. Жаль. Очень жаль... Хотя обычно таких старичков не сразу оттаскивают в судоразделку — ещё побудет, наверное, в отстое...

А вот ещё одна почтеннейшая старушка - «Истра» (ну, в девичестве-то её звали «Else»).
IMG_1935 копия


IMG_5789 копия

Построена она была в Германии и всю войну занималась перевозкой авиационного топлива — Осло, Копенгаген, Щецин, Нарвик, Киркенес, Тронхейм... Вот в Тронхейме-то её и взяли англичане. Целый год она прослужила в Royal Navy (под именем «Empire Tigina»), а в июне 1946 по репарациям была передана СССР. В том же году её перевели на Чёрное море — и с тех пор она обретается в Севастополе. (Собственно, «Истрой» она стала только в 1948 — до этого совершенно прозаически называлась НТ-3).

Она жива-здорова, занимается тем же делом (да вот она за работой!).
IMG_0512 копия

Утверждают, что топливные танки её — эмалированные, и посему совершенно не ржавеют. К N-скому ПКБ "Истра" отношения не имеет, разве только тем, что в 70-х — 80-х «Истра», так же, как и «Дон», обеспечивала испытания авианесущих крейсеров.
А в 1992 участвовала в эвакуации беженцев из зоны грузино-абхазского конфликта.

Сейчас это - «последний из могикан», последнее судно в составе ВМФ, полученное по репарациям. И долгих ей лет!

И ещё одна «рабочая лошадка» - «Койда».
IMG_1328 копия

Технический проект был сделан в 1958 «Балтсудопроектом», но... при его рассмотрении решили кое-что подкорректировать. Так проект попал в N-ское КБ. В результате «корректировки» техпроект был, практически, выполнен заново в полном объёме. Надо сказать, было трудно. Прототип отсутствовал, более того, дизели требуемой мощности промышленностью в то время не поставлялись — поэтому дизели проектировались параллельно с судном. Впервые для судна такого водоизмещения были спроектированы и изготовлены винты регулируемого шага; впервые применена автоматическая лебёдка для передачи топлива на ходу траверзным способом. Более того, кроме перевозки жидких грузов предусмотрели и перевозку и передачу сухих (мяса, рыбы, жиров...). Короче, получился очень удачный кораблик. Построено их было шесть для нашего ВМФ, и три — на экспорт (в Индонезию; Хрущёв с ними тогда очень даже дружил... И лодки им передавались, и даже целый крейсер - «Ириан», ex- «Орджоникидзе»... Ну, это тоже история другая — и весьма занимательная!). По традиции, все танкеры были названы по рекам. Послужили они хорошо — головной («Терек») списан только в 2012, после полувековой службы; балтийская «Лена» служит до сих пор, вот, в 2013 ходила в Средиземку, а «Койда» - здесь, в Севастополе.
IMG_5363 копия


Наконец, ещё одно детище N-ского КБ. Позднее — построен в 1978. Морской транспорт вооружения «Генерал Рябиков». (заметим в скобках, что его предшественники именовались не МТВ, а ПРТБ, ибо были предназначены для перевозки совсем-совсем других изделий).
IMG_5340 копия
Из послужного списка «Рябикова»: «Длительное время выполнял задачи боевой службы, снабжая боеприпасами Средиземноморскую эскадру. В августе 2008 успешно выполнил спецзадачи, участвуя в операции по принуждению Грузии к миру; с 2011 — в резерве». Отличился он и весной 2014 — во время известных событий...

IMG_1324 копия

А вон тот рыжий корпус — это «Ангара»!
IMG_4823 копия
(Фото 2010 г., тут она ещё с надстройками, мачтами и трубой...)

Бывший корабль управления, бывшая немецкая плавбаза подлодок «Aviso Hela». Построена в 1940 в Гамбурге и до самого конца войны служила кораблём штаба и управления подводными силами гросс-адмирала Деница. И все-то там перебывали — и Гитлер, и Геринг, и Гиммлер... Доставшись нам также по репарациям, переименованная в «Ангару», в 1949 переведена на Чёрное море. Некоторое время (1957-58) находилась в распоряжении Морчастей Погранвойск КГБ, как правительственный корабль. В дальнейшем — корабль управления Черноморского флота (ну, и представительский тоже!). И бывали на ней и Сталин, и Берия, и Хрущёв - и писатели, и космонавты... С 1996 «Ангара» стала плавказармой ПКЗ-14, а в 2001 передана для реализации коммерческим структурам. Дальнейшая её судьба довольно печальна — в 2009 — ремонт на Севморзаводе для частного заказчика (утверждают, какой-то итальянской фирмы... хотя я слышал и другое - совместной украинско-американской, планировавшей её продажу за рубеж), но что-то не сладилось. В 2012 — докование на 13 СРЗ. Заглушили забортные отверстия, срезали надстройки — и вот в таком грустном виде с тех пор и стоит она в Южной бухте...
IMG_6121копия
(Видно, конечно, плоховато, но там ниоткуда не подобраться...)

О кораблях, как и о людях, можно ведь рассказывать до бесконечности (такая вот банальность!). Тем более, что биографии многих из них весьма и весьма причудливы.

Хотя — даже какой-нибудь работяга — рейдовый буксир, или, скажем, пассажирский катерок, изо дня в день бегающий через Большую бухту — разве они не достойны уважения?

Tags: Крым, корабли, о полезном и интересном, учи матчасть!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment