sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:
  • Music:

Раздача слонов-2. Выбираем китобоец

Должен заметить, чтопоставленная задача оказалась весьма увлекательной

Требовалось:
1. Создать китобойное судно на 1899 год, парусно-паровое.
2. Определиться с маршрутом и временем его прохождения.

Итак, что получилось?

Для начала, пришлось перечитать кое-что о китобойном промысле. Выяснилось, что уже в начале XX века нормальные китобойцы были паровыми, промышляли китов в ограниченных районах и сдавали их для переработки на береговые станции. Чисто парусные китобойцы ещё продолжали существовать, но опять же - действовали преимущественно у норвежских берегов (доживали свой век).
Хотя - бывали, конечно, и исключения. Например, знаменитый китобоец  "Чарлз У.Морган" - последний из сохранившихся до наших дней (стоит в музее города Мистик, штат Коннектикут). Построенный в 1841 году, прослужил 80 лет, совершил 37 промысловых рейсов, пережил несколько посадок на мель, мятежей команды, трижды горел от ударов молний...

Но - нам такое не подходит. Нужно что-то парусно-паровое... И тут выяснилось, что практически все суда, участвовавшие в знаменитых полярных экспедициях - либо бывшие китобойцы или зверобойные суда, либо строились по их образцу (как "Дискавери" капитана Скотта).

          


Ну, "Фрам" нам не подходит по определению - это гениальное творение Колина Арчера, но ходок плохой. Вот он как раз строился, предполагая длительный дрейф во льдах. А остальные.... Короче говоря, набрав некоторую статистику, получил такие выводы:

Трехмачтовый барк, длина 40,5 м (по ватерлинии), ширина 9,0 м, водоизмещение ~1000 - 1100 т, паровая машина мощностью около 400 индикаторных л.с., что позволит развивать максимальную скорость 8 - 8,5 уз. Скорость под парусами - до 10 узлов при бакштаге.

Расход угля зависит от его сорта (не будем вдаваться в такие подробности), примем максимальный:

При полной мощности машины расход 520 кг/час (так что стоит ли отправлять 15-летних парней в кочегарку? Сомневаюсь...), суточный расход 12,5 тонн. Двухнедельный запас угля - 175 тонн, что потребует емкости угольных ям 220 - 250 куб.м


Однако, учитывая, что полную мощность машины используют крайне редко (очень уж прожорлива!), а экономический ход составит около 6 уз, часовой расход угля составит около 400-440 кг, а суточный - до 10,5 т.


Суточный переход составит:

Под парусами 10-узловым ходом - 240 миль (~440 км)

8-узловым ходом - 190 миль (~350 км)

6-узловым ходом - 140 миль (~270 км)


Далее. За прототип мы возьмём судно Седова "Св.мученик Фока" (в девичестве - зверобойная шхуна "Гейзер", построенная в 1870 г). Первоначально она тоже была трехмачтовым барком. Конечно, 1870 - это старовато, пусть наш корабль будет построен в 188... в Данди (Шотландия), тамошней "Шипбилдинг Компани" (вполне себе реально существовавшей), а мощную паровую машину тройного расширения (тогда они как раз входили в моду) закажем фирме "Нэпир и Сын" в Глазго.

Выглядеть он мог примерно так (с поправкой парусного вооружения на трехмачтовый барк):

    



   


На полубаке, естественно, будет стоять гарпунная пушка.....


Чтобы подробнее прикинуть маршрут, хотелось бы знать чуть подробнее сюжет, а также - каких китов промышлять будем?



 
Tags: корабли, модели
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments