sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:
  • Music:

Михайловский замок

Ну-с, вот. Наконец-то добрался.

Что есть Михайловский замок, знают, наверное, все, да и Гугл в помощь. Всё же побудем в роли экскурсовода и - скороговорочкой напомним:
"В XVIII веке на месте Михайловского замка располагался Летний дворец Елизаветы Петровны, построенный Ф.Б. Растрелли. Здесь родился Павел Петрович, будущий император Павел I.

В первый же месяц царствования Павла I 28 ноября 1796 года вышел указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Император опасался новых дворцовых переворотов, потому не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский.

Наблюдение за строительством Павлом I было поручено Василию Ивановичу Баженову, наставнику императора в архитектуре. План будущего строения нарисовал сам Павел. 4 марта 1797 года объявлено новое решение: «Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне». Винченцо Бренна жил в это время в одном из домов католической церкви Святой Екатерины, здесь и был составлен окончательный проект здания. Кроме проекта дворца, Бренна создал проект обустройства окружающего его пространства: площади перед замком, манежа, конюшен и кордегардий. В помощниках архитектора числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: «Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства…»

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора — фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет. На этом фризе расположена надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы количество лет императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет — сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо.

Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления. Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади — памятник Петру I. За памятником — ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.

1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок. Всего через 40 дней (в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) император был убит именно здесь.


В 1819 году Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны.

Здесь в 1833–1843 годах учился и до 1841 года жил Ф.М. Достоевский.

В 1991 году треть помещений замка выкупает Русский музей, в 1995 году музей его выкупает полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост."


А теперь - картинки и впечатления:

 Южный фасад. Воскресенские ворота. Над воротами - та самая страшная, мистическая надпись...


Далее - фото из экспозиции. Предупреждаю сразу: вообще-то фотографировать там запрещено, поэтому не судите за качество - снимал без вспышки "с пуза"...

 Великолепный макет. Вид с площади Коннетабля на южный фасад (Кстати, памятник Петру - растреллиевский, мой любимый - сейчас на реставрации, укрыт со всех сторон чем-то вроде полиэтилена, поэтому его здесь не будет...)


 Вот как выглядела площадь Коннетабля. Помните картину Бенуа "Парад при Павле I"?

 Вид со стороны Летнего сада. Справа - Рождественский канал, там сейчас проходит Садовая улица. Видны Рождественские ворота, через которые вошли заговорщики...

 Вот план, смотрите внимательно: второе от левого угла помещение - спальня Государя (она же кабинет); за ширмами - кровать; ещё чуть правее - винтовая лестница. Угловая круглая комната - будуар императрицы, дверь в ту ночь была заперта.

Поднимемся по лестнице:


После той страшной ночи эти помещения простояли закрытыми почти шестьдесят лет, пока там не устроили училищную церковь. От спальни отделили часть под коридор (как раз по месту, где стояли ширмы), а в остальной части и соорудили церковь...

 На этом вот месте и стояла кровать императора. (Реставрационные работы еще не проводились, поэтому вид коридорчика невзрачный)

 Церковный интерьер


Далее - парадные залы, картины из Русского музея; много старых знакомых; многое знакомо по книгам, а кое-что - очень даже ново (для меня).

 Вот, например, Борис Петрович Шереметев на толстой лошадке. Дата портрета - 1710! Слева (у лошадиного хвоста) видна линия редутов - Полтавская баталия, что ли?

 Или вот - каков сюжетец? "Мужик с тараканом", год 1723. Вот государь-то Петр Великий не видал - он бы таких тараканов живописцу показал!

  Каравакковскую Елисавет Петровну все знают!

 
А вот эти портреты Елизаветы Петровны менее известны широкой публике.

 Хрестоматийный Павел Петрович...


А вот Николай Павлович (работы Трискорни), по-моему, красавец!
 

Там имеется ещё великое множество портретов - царей, цариц, царедворцев, князей, полководцев, архитектора Растрелли, Бецкого, Демидова...
Но мне - как и Николаю Павловичу - очень нравятся вот такие немудрёные вещи:
 

Впервые увидел их в альбоме Глинки "Русский военный костюм" и теперь был весьма рад взглянуть на них в натуре. Они очень небольшие...


А во дворе стоит (точнее, сидит) памятник Павлу, густо украшенный со всех сторон мальтийскими крестами (и на подсвечниках, и на спинке трона). Вид у него (у Павла, а не у трона) довольно-таки грустный. Действительно, "Гамлет на троне"...

 


 Такая вот получилась сегодня культурная программа...


  

Эти два кадра - специально для catherine_catty
Tags: о полезном и интересном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments