sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:
  • Music:

Окультуриваемся....

 Продолжаем приобщаться к высокой культуре - вчера выпал шанс попасть в Бриллиантовую кладовую Эрмитажа.


Фотографировать, увы, там строго запрещено.
Общее впечатление - ну, как вам сказать.... Много, много всего. Но ювелирные феньки меня никогда особо не привлекали - а там великое множество всяких табакерок, часов ("нюрнбергские яйца") и тому подобного. Придворные дарственные шпаги вообще производят жалкое впечатление, ибо не оружие это, а вязальная спица - не иначе.
Очень позабавили скифские ушные украшения - для мужиков. В отличие от сережек (женских), кои вдевались в дырку в ухе, для брутальных скифских мужиков существовали здоровые такие шарообразные висюльки (уж не знаю, сколько они весят), которые специальным крючком нацеплялись поверх ушной раковины (и ничего прокалывать не надо!). И ходили они такие все на понтах...


Ладно, это всё трёп. Теперь о позитиве  - знаменитый реликварий из Иль-де-Франса ("Дьякон", он же св.Этьен) пребывает в добром здравии. Хотя и одиноко ему стоять в отдельном шкафчике.

    

Правда, симпатичен? Раньше он жил себе среди других реликвариев в галерее прикладного искусства средних веков, и  там ему, думаю, было куда веселее... Во всяком случае, бывая в Эрмитаже, я всегда забегал с ним поздороваться. Вот - про него (если кто не знает):

Франция, Иль-де-Франс. Конец XII в.
Серебро, сапфиры, яшма, стекло, дерево, чеканка, штамповка, филигрань. 
Высота: 42 см.
Поступил в 1885 г. из собрания А.П. Базилевского, инв.№ Ф 105

Серебряная фигура дьякона невелика, но кажется монументальной. Это впечатление достигнуто особым соотношением и равновесием частей, как бы сведенных к отдельным геометрическим формам. Стоящая строго фронтально фигура воспринимается не в пространстве, а как бы в плоскости. В ее трактовке сказались характерные черты романского искусства времени расцвета: максимальное обобщение и выразительность образа. Мастер сумел избежать мелочности и дробности: спокойные контуры, вертикальные складки одежды, обилие гладких плоскостей – все способствует впечатлению величественности и торжественности.

Техника исполнения типична для прикладного искусства того времени. Основа из дерева покрыта листовым серебром. Голова чеканена из шести частей. В орнаментальных украшениях много филиграни, а также драгоценных и полудрагоценных камней, среди которых античные камеи, а также большая редкая камея в византийском стиле.

Изображен, по-видимому, св. Стефан – дьякон одной из древнехристианских общин, который, по церковной легенде, погиб, побитый камнями, во время гонения на христиан. Украшающие реликварий драгоценные камни, отвечая вкусу времени, могли одновременно рассматриваться как атрибуты святого.

Круглая скульптура – большая редкость для этой эпохи господства монументального архитектурного рельефа. Ее можно встретить лишь среди предметов прикладного искусства, каким является и данный реликварий. Место для хранения церковной реликвии выдолблено в книге, которую держит дьякон.

Е. Лапковская

Источник: альбом "Западноевропейское прикладное искусство XII - XVIII веков" под ред. Н.Бирюковой, фото О.Цесарского, оформл. Б.Смирнова; изд-во "Аврора" 1974     


Там же, в соседнем шкафчике, пребывает и т.н. Фрейбургский крест

  

Франция, Париж. Начало XIII в.
Серебро, золото, эмаль, бирюза, рубины, изумруды, сапфиры, античные резные камни, цветные стекла, паста, дерево, чеканка, гравировка, штамповка, золочение, рельеф, гильошировка. Большой оникс и накладка с крестом из горного хрусталя – позднейшие добавления.
Высота: 72 см
Поступил в 1885 г. из собрания А.П. Базилевского, инв. № Ф 120

Процессионный крест со скульптурными фигурами Христа, богоматери, апостола Иоанна и с аллегорическими изображениями церкви и синагоги (в медальонах на концах креста) принадлежат к наиболее совершенным произведениям французской готики начала XIII века.

Крест украшен серебряными пластинками, фигуры чеканены. Серебро сильно позолочено, и потому крест производит впечатление золотого.

Фигура Христа – единственная из трех сделанная целиком из золота – отличается особенной мягкостью моделировки. Строгие фигуры богоматери и апостола Иоанна, задрапированные наподобие античных, близки статуям порталов Реймского и Парижского соборов. Высокими художественными достоинствами отличается орнаментация креста. Ажурный узор из заимствованных в природе мотивов – то новое, что привнесла в средневековое искусство готика.

Интересна оборотная сторона креста. Наряду с исполненными в высоком рельефе символами евангелистов, она украшена четырехлопастными вставками, на черненом фоне которых вырисовываются миниатюрные гравированные и золоченые изображения евангельских сцен. Между ними в плоском рельефе размещены попарно гротескные фигуры полуптиц и зверей. Эти изображения, вошедшие в готическое искусство как орнаментальные мотивы, свидетельствуют о богатстве творческой фантазии средневековых мастеров.

Е. Лапковская

Источник: альбом "Западноевропейское прикладное искусство XII - XVIII веков" под ред. Н.Бирюковой, фото О.Цесарского, оформл. Б.Смирнова; изд-во "Аврора" 1974 

  

и ещё кое- какие средневековые штуки, ранее пребывавшие в той же галерее, например, монстранц ревельской работы 1474 г.


Но вот что меня поразило просто до глубины души - потому, что менее всего ожидал увидеть: простенькая такая вещица из розового кварца, сантиметров около пяти в длину

 Вот. Могу спорить - вы не знаете, что это. Я тоже до вчерашнего дня не знал!

Особую гордость Бриллиантовой кладовой составляет коллекция украшений эпохи Возрождения, исполненных в модной тогда морской тематике, с использованием барочного (неправильного) жемчуга, с глубоко закрепленными камнями-кабошонами. В XVI-XVII веках были популярны подвески в форме каравеллы; в Эрмитаже хранится подвеска-каравелла из цельного изумруда, а также из барочной жемчужины в форме корпуса корабля. Неведомыми путями попала в Эрмитаж подвеска знаменитого «пса Елизаветы», мореплавателя Френсиса Дрейка. Это полупрозрачный округлый розовый кварц, к которому прикреплен золотой крепеж для цепочки, на котором написано имя владельца и дата «1590», а также нарисован корабль, рассекающий волны, и схематически изображенный земной шар.

 Каково?

 Конечно, смотреть всё это стоит. Но.... водят там только в составе экскурсии, галопом по Европам, в общем, можно упустить много интересных моментов. И это большой минус.

Чтобы не уподобиться попугаю, вместо пересказа - вот ссылочка. Сходите и насладитесь!

http://images.yandex.ru/search?text=%D1%8D%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B6%20%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F&stype=image (это картинки)

http://www.imperis.ru/art_card/825/url/index/url/index/


А это - именно по прикладному искусству средневековья:

http://silverwolf.lviv.ua/archives-2-p1.htm
Tags: о полезном и интересном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments