sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:
  • Music:

О рыцарях и морали

  А вчера я отправился в Артиллерийский музей в целях уточнения некоторой информации, касаемой береговых орудий. И - о радость! - оказалось, что в Рыцарском зале разрешено снимать (ещё в прошлом году запрещали). Ну, тут я душу-то и отвёл...


Вот:
  

Прекрасный образец максимилиановского доспеха.

  


Вот интересные шлемы; справа и слева - рейтарские, типа "мертвая голова"
 

Вот поставные щиты - павезы и хороший такой, мощный арбалет с воротом...
   

А вот это - пушка с такой историей...

 

Мастер Альберт Бенинк отлил её в Любеке в 1669 г. Две богато украшенные пушки предназначались в подарок Голландии, их декор заслуженно считается одним из лучших в мире (посвящен торговле и мореплаванию, т.е. прославляет Голландию). Обе пушки были поставлены у входа в Дельфтский Арсенал и простояли там до 1811 года, когда на них лапу наложил наглый Буонапартий. Очень уж ему эти пушечки понравились... Их поставили в Париже у дома Инвалидов. В 1814 году в Париж вошли союзники, которым тоже глянулись эти орудия - и одно попало в Вену, а другое (вот это) - в берлинский Цейхгауз. В 1945 г. трофейная команда полковника Сорокина вывезла пушку (и не её одну!) из упомянутого Цейхгауза в ленинградский Артиллерийский музей, а в 2006 г. оная пушка на некоторое время музей покинула - возили её в Дельфт, в Королевский военный музей - на выставку и для комплексной реставрации. Там она повстречалась с "сестрой" из Вены... До чего ж причудливы бывают судьбы вещей!

Да, лафет, конечно, не родной - мастера берлинского Цейхгауза сотворили его в 1843 году - но по образцу XVII в.

А ещё представлено там любопытное древковое оружие... Когда-то давным давно можно было подобное видеть в Эрмитаже, однако ж после реставрации Рыцарского зала 1977-1980 гг. экспозиция в нём сократилась примерно на треть. За каким чёртом это было сделано, так мне никто внятно и не объяснил... Убрали одного из пяти всадников, убрали всё древковое оружие, убрали замечательный доспех со шлемом в виде клюва хищной птицы, убрали шлем в виде усатой физиономии (с лихо подкрученными стальными усиками), убрали салад и кольчугу XV в. Так что теперь Артмузей уделал Эрмитаж если не по количеству выставленного, то по отношению к делу! (Здесь всё выставлено с любовью и знанием)

  Особенно доставляют моргенштерн, боевой цеп и боевой бич...

Вот полудоспехи - поздние, XVII век. Слева - рейтарский, времен Тридцатилетней войны:

 

А это - полные, хотя тоже довольно поздние... Слева - итальянский, в "падуанском стиле", справа - немецкий (почувствуйте разницу!)
Мне как-то немцы больше импонируют - полировка и изящество линий, а не травленые узорчики-цветочки...

   

Эти штуки к оружию отношения не имеют - это палаческие "мечи правосудия" и позорные маски.

  

" Выставление у позорного столба, ношение "позорной маски", позорной шубы", проведение преступника в специальной одежде по главным улицам относятся к разряду моральных наказаний, в основе которых лежали важнейшие для понимания средневекового сознания понятия о чести и бесчестье. Такие наказания являлись одним из средств социального дисциплинирования и назначались не за правовое нарушение, а за нарушение морально-этического кодекса, принятого в обществе.
   Позорные маски были самых различных типов: от самых простых и примитивных до настоящих произведений искусства. Последние представляли собой разукрашенные головы фантастических существ, с длинными клювами или языком, крыльями, перьями, ушами и рогами.
   Маски делали всеобщим посмешищем тех, кого обвиняли в грубости и скандализме, в мошенничестве и супружеской измене. Например, мужчину, который попался на пьянстве, приговаривали носить в людных местах маску свиньи, любопытную женщину - маску с длинным носом, а скандалистку - маску с длинным языком, нерадивого студента - маску в виде ослиной морды. Маски также применяли для наказания неверных жён, а также за сварливость, невоздержанность, бранчливость и т.д."


Иногда мне кажется, что с развитием цивилизации мы многое утратили в моральном плане. Боюсь, что сейчас пришлось бы налаживать крупносерийное производство подобных изделий...


Да, там ещё на многое стоит посмотреть. На доспехи Лжедмитрия (поступившие в 80-е гг 19 в из Эрмитажа, а туда они попали с коллекцией Базилевского. Чем больше узнаю, тем больше восхищаюсь г-ном Базилевским!) На кинжалы (от мизерикордий до изящных даг-леворучников и охотничьих ножей), на мечи (от готических, XIV века до двуручных фламбергов с "пламенеющим" клинком), на всякие аркебузы и небольшие пушечки...


И - в качестве анекдота - на третьем этаже, в зале Калашникова - можно потешиться разборкой-сборкой автомата его имени. В основном этим развлекаются пацаны с горящими глазами и их папы, мамы и бабушки почему-то болезненно реагируют. Я в последний раз держал автомат лет без малого тридцать назад, однако, как ни смешно, в грязь лицом не ударил. Всё же крепко нас учили - и в школе, и в институте, и в армии.

Ну, и напоследок - забавная вывеска. Не "Адмирал Бенбоу", конечно, но пивом там поят.
Tags: история Средних веков, о полезном и интересном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments