sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:

А какие из вас искусствоведы?

  Из меня, признаться, никакой.  Купивши сегодня очередную книгу из серии "Великие художники" - "Васнецов" (который Виктор Михайлович), был глубочайшим образом потрясен. Итак, внимание - вопрос:

 

Перед вами - очень известная картина - "Ковер-самолет", написанная в 1880 г. для рабочего кабинета С.И.Мамонтова.
Так что она как бы символизирует?


И ещё шыдевр - "Баба Яга":

 

Она тоже, это, как бы символизирует... Но что?


Вот что сообщает нам автор текста С.Королева:

1.  "В этой картине удивительно сплетены мотивы арабских и русских сказок. На ярком восточном ковре с древнерусскими узорами над дремучими лесами, реками и болотами гордо проносится Иван-царевич, освещая себе путь огромным фонарём. Это образ паровоза, созданного иностранцами и использующегося для того, чтобы проложить и осветить путь русскому человеку по привычному для России бездорожью. Подобное сравнение не случайно: как раз в это время заказчик полотна руководил постройкой и эксплуатацией южных и северных линий российских железных дорог. 


(И подробности) ... толстого стекла фонаря, за которым при внимательном рассмотрении видно не пламя, а Жар-птица, раскинувшая свои золотые крылья. [а мы-то уж решили, что это паровозный прожектор! - s_n]


2. "На фоне хищно переплетающихся стволов и ветвей в ступе с метлой летит страшно оскалившаяся Баба-яга. Под мышкой она держит босоногого  испуганного мальчика, рядом, выпучив глаза, летит сова, а внизу, на болотистом берегу, валяются кости и скелеты погибших животных. Во всей этой мрачности художник сделал акценты на трех ярких цветовых пятнах: лилово-розовом отсвете далеких пожарищ, белой рубахе невинного ребенка и объемной красной юбке полуобнаженной ведьмы.
   Кстати, цвет юбки символичен и выбран совсем не случайно. Картина была создана в год, когда в стране случилась Октябрьская революция...
   Работницы и крестьянки, которые ратовали за власть Советов, обнажали плечи и вносили в одежду элементы, символизирующие красный флаг. Именно это и отобразил Виктор Михайлович в своей картине. Символично и то, что нечисть неудобно, лишь на одном колене, сидит на ступе, но её порыв вперед и стремительный полет очень убедительны."

  Такая вот, блин, Теруань де Мерикур...


А вообще - насколько люблю Аполлинария Васнецова, настолько не приемлю Виктора - с его русским народным пафосом, смотрится всё это как-то фальшиво (и знаменитые "Богатыри", и "После побоища Игоря Святославича с половцами" и абсолютно бредовая "Битва славян со скифами"). Пожалуй, только "Сирин и Алконост" хороши...
Tags: о грустном, о полезном и интересном, о смешном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments