sir_nigel (sir_nigel) wrote,
sir_nigel
sir_nigel

  • Mood:

А какие из вас искусствоведы?

  Из меня, признаться, никакой.  Купивши сегодня очередную книгу из серии "Великие художники" - "Васнецов" (который Виктор Михайлович), был глубочайшим образом потрясен. Итак, внимание - вопрос:

 

Перед вами - очень известная картина - "Ковер-самолет", написанная в 1880 г. для рабочего кабинета С.И.Мамонтова.
Так что она как бы символизирует?


И ещё шыдевр - "Баба Яга":

 

Она тоже, это, как бы символизирует... Но что?


Вот что сообщает нам автор текста С.Королева:

1.  "В этой картине удивительно сплетены мотивы арабских и русских сказок. На ярком восточном ковре с древнерусскими узорами над дремучими лесами, реками и болотами гордо проносится Иван-царевич, освещая себе путь огромным фонарём. Это образ паровоза, созданного иностранцами и использующегося для того, чтобы проложить и осветить путь русскому человеку по привычному для России бездорожью. Подобное сравнение не случайно: как раз в это время заказчик полотна руководил постройкой и эксплуатацией южных и северных линий российских железных дорог. 


(И подробности) ... толстого стекла фонаря, за которым при внимательном рассмотрении видно не пламя, а Жар-птица, раскинувшая свои золотые крылья. [а мы-то уж решили, что это паровозный прожектор! - s_n]


2. "На фоне хищно переплетающихся стволов и ветвей в ступе с метлой летит страшно оскалившаяся Баба-яга. Под мышкой она держит босоногого  испуганного мальчика, рядом, выпучив глаза, летит сова, а внизу, на болотистом берегу, валяются кости и скелеты погибших животных. Во всей этой мрачности художник сделал акценты на трех ярких цветовых пятнах: лилово-розовом отсвете далеких пожарищ, белой рубахе невинного ребенка и объемной красной юбке полуобнаженной ведьмы.
   Кстати, цвет юбки символичен и выбран совсем не случайно. Картина была создана в год, когда в стране случилась Октябрьская революция...
   Работницы и крестьянки, которые ратовали за власть Советов, обнажали плечи и вносили в одежду элементы, символизирующие красный флаг. Именно это и отобразил Виктор Михайлович в своей картине. Символично и то, что нечисть неудобно, лишь на одном колене, сидит на ступе, но её порыв вперед и стремительный полет очень убедительны."

  Такая вот, блин, Теруань де Мерикур...


А вообще - насколько люблю Аполлинария Васнецова, настолько не приемлю Виктора - с его русским народным пафосом, смотрится всё это как-то фальшиво (и знаменитые "Богатыри", и "После побоища Игоря Святославича с половцами" и абсолютно бредовая "Битва славян со скифами"). Пожалуй, только "Сирин и Алконост" хороши...
Tags: о грустном, о полезном и интересном, о смешном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments